ГОРДОСТЬ, гордыня - Страница 6

Если хочешь препобедить гордость, наставлял Ефрем Сирин, что бы ты ни делал, постишься ли, поёшь ли псалмы и т.п., не говори, что делаешь это собственными силами, но при Божьей помощи и при Божьем покровительстве. Св. отцы призывали смирением и молитвой бороться с гордостью: «Если знак погибели, то есть гордости, есть, когда кто возносится и малыми и незначительными делами, то спасительный признак смирения есть смиренно думать о себе и при великих начинаниях и совершенствах». Если хочешь избавиться от страстей, которые утверждаются и укрепляются помыслами гордостью, говорил Марк Пустынник, «имей незабвенно в сердце твоём смирение Господне, что Он и чем сделался ради нас». Чтобы победить гордость, говорили св. отцы, надо познать смирение Христа, гордость наша низлагается Его смирением, учил Тихон Задонский. Св. отцы говорили, что если мы будем размышлять о страданиях Христа, о том, что несравнимы с ними наши обиды и несчастья, размышлять о том, что по скором окончании этой жизни нас ожидает Суд и переселение в жизнь иную, постоянно вспоминать о своих грехах, то ничто извне не возбудит в нас гордость – ни богатство, ни могущество, ни власть, ни слава. В «Скитском патерике» есть сказание об одном старце: однажды, когда он на рынке продавал своё рукоделие, кто-то уронил кошелёк, полный денег; старец, найдя его, остался на этом месте в ожидании, что потерявший вернётся; и вот потерявший идёт и плачет; старец отвёл его в сторону и отдал кошелёк, тот же хотел дать ему что-нибудь из денег, но старец отказался, тогда потерявший начал кричать: «Посмотрите, что сделал человек Божий!» – но старец скрылся, не желая славы. Человек, постоянно смиряющийся, почитающий себя ниже других, говорил авва Дорофей в поучении о смиренномудрии, сопротивляется первой гордости, потому что почитающий себя ниже кого-то уже не может гордиться перед ним; а непрестанно молящийся Богу противится второй гордости, ибо очевидно, что смиренный и благоговейный, знающий, что без помощи Божьей невозможно обрести никакую добродетель, не перестаёт молиться Богу, чтобы Он явил ему милость. Но если верующий на молитве имеет гордостное устроение в душе, то он впадает в величайшее искушение. Молитва гордого оскорбляет Бога. Когда же «страсти душевредныя начнут усмирятися и утихать, – когда менее гордости» – это означает, что «душевная немощь начала исцелятися». Кичливость, по словам Иоанна Лествичника, сплетается с мужеством, как ядовитое растение с кипарисом. «Тьма чужда света, и гордый чужд всякой добродетели». В Библии гордость не выступает как положительное качество, св. отцы рассматривают гордость как гордыню, тяжкий грех. Однако некоторые авторы настаивают на том, что существует положительное понимание гордости, например, в смысле дерзновения или хвалы.



 
PR-CY.ru