ГОРДОСТЬ, гордыня - Страница 5

Однажды авва Серапион увидел девицу, пребывавшую в безмолвии. «Что ты здесь сидишь?» – спросил он. «Я не сижу, я иду», – ответила девица. «Куда же ты идешь?» – «К Богу моему». – «Жива ты или умерла?» – «Верую, что умерла, ибо кто живёт по плоти, тот не пойдёт к Богу». Услышав это, Серапион сказал ей: «Чтобы убедить меня, что ты умерла для этого мира, сделай то, что я делаю». – «Приказывай, но только возможное». – «Для человека, который умер для мира, всё возможно, спустись и пройдись по улице». – «Я не выходила двадцать пять лет, – отвечала девица, – как же я теперь пойду!» –«Вот, – сказал блаженный, – не говорила ли ты, что умерла для мира? В таком случае и мир для тебя не существует, а если так, то тебе должно быть всё равно – выйти или не выходить». Девица пошла, когда же она дошла до церкви, блаженный сказал ей: «Если хочешь уверить меня, что ты уже не живёшь для людей, чтобы угождать им, сделай то, что я могу сделать, – сними с себя платье, как я, положи на плечи и иди по городу, а я без стыда пойду впереди». – «Но если я так сделаю, – отвечала девица, – то многих соблазню таким бесстыдством, скажут, что я сумасшедшая или беснующаяся». – «Тебе что за дело, если скажут, ведь ты говоришь, что умерла для мира, а мёртвому всё равно, бранят ли его или смеются над ним, потому что он не чувствителен ко всему». – «Прошу тебя, прикажи мне совершить какой-нибудь другой подвиг, – сказала девица, – я ещё не дошла, только молюсь, чтобы дойти до такой степени». – «Смотри же, сестра, – сказал ей бесстрастный Серапион, – не возвеличивайся, будто ты святее святых, и не хвались, что умерла для этого мира». Так блаженный сокрушил гордость затворницы, научив её смиренномудрию. От человека, пребывающего в гордости, учил Исаак Сирин, удаляется промыслительный ангел, который находится близ него и возбуждает в нём попечение о праведности. «Живи лучше с прокажёнными, чем с гордыми», – наставлял преподобный. Авва Дорофей различал гордость мирскую и гордость монашескую: мирская та, когда кто гордится перед ближним, что он богаче, красивее, благороднее, носит лучшую одежду; монашеская, когда кто превозносится, что он упражняется в бдении, в посте, что он благоговеен, ведёт правильную жизнь. «Когда ум, похищенный гордостью, погружается в неё и думает, что он есть нечто сам по себе благодаря своим подвигам, тогда благодать, невидимо просвещающая его, отходит и вскоре оставляет его пустым». Ибо человек забывает, что «всякое деяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов...» (Иак. 1:17). Кто хочет сам победить гордость, тот непременно падёт или в ту страсть, с которой борется, или в побочную, предупреждает Феофан Затворник. Собственный труд, старание никогда не заменят божественного дара, который сообщается по милосердию Божию. Но без собственных усилий и трудов человек не может достичь евангельского совершенства, так же как не может достичь его без Божьей помощи – «ибо без Меня не можете делать ничего», – говорил Христос (Ин. 15:5).

 



 
PR-CY.ru