ГОРДОСТЬ, гордыня - Страница 4

Надменный человек постоянно сокрушается, постоянно досадует; чем большей честью он пользуется, тем больше домогается её – страсть его постоянно возрастает, она не знает предела. Кто, когда его оскорбляют, бесконечно страдает, «пусть узнает из этого, что он носит внутри древнего змия», – предостерегал Симеон Новый Богослов; если будет отвечать с горечью, даст силу змию изливать яд в его сердце, наконец, благое расположение души такого человека станет добычей змия – с тех пор этот человек будет жить для греха и станет мёртв для праведности. Св. отцы говорили: в той или иной форме, особенно смягчённой, грех гордости очень распространён: даже верующий в Бога человек, сознающий, что он создан Творцом всего и что всё от Бога, часто считает, что своими достижениями он обязан только самому себе, и это его собственные заслуги, – таким образом рождается в нём самолюбие, честолюбие, тщеславие. Однако эти грехи могут стать смертными, если они доводятся до опасно крайней степени. Из снисходительности к человеческим слабостям авва Дорофей говорил: «Можно нам вообще не гордиться; если же кто сего совсем избежать не может, то хоть бы гордился преимуществом монашеских дел (т.е. постом, смирением и т.п.), а не чем-либо мирским». Духовная гордость – род гордости, овладевающей немногими, поскольку человек, идущий по пути подвижничества, стремящийся обрести чистоту сердца, прежде всего, заботится об очищении от страстей. Эта гордость искушает тех, кто победили все предыдущие пороки и почти достигли вершины добродетели. Бес гордости, говорит Максим Исповедник, обладает двояким лукавством: он либо убеждает монаха, что все добродетельные дела он совершил сам, без помощи Божьей, либо, если монах не поддаётся, внушает презирать менее совершенных братий. Когда возмечтает человек, что Бог промышляет о нём, потому что он достоин этого, – прекращается о нём промышление Божье, и он вдруг подвергается многим искушениям. На вопрос, чем одолеть человеку помысл гордыни, если после многого труда, борений, стяжания добродетелей он всё же прилепится к нему, Исаак Сирин отвечает: когда приосенит тебя благодать, не превозносись и не помышляй, что достиг необуреваемой пристани, не думай, что ты выше многих, что ты получил дарования, достигнув совершенства святости, которых другие недостойны, напротив, рассмотри лучше в себе «нечистые помыслы и неблагоприличные образы» в слепом твоём омрачении, подумай, как быстро уклонился ты в страсти, «и знай, что всё это к смирению нашему навёл на нас Божий Промысл». Преобладание высокомерия в человеке приводит к тому, что вся его жизнь делается нечистой, даже если подвизался он в целомудрии, девстве, постничестве, молитвах, милостыне и других добродетелях. Нравственно-аскетическая литература содержит хрестоматийный рассказ о том, как блаженный смирил высоко думающую о себе затворницу.

 



 
PR-CY.ru