ГОРДОСТЬ, гордыня - Страница 3

Христос начинает Своё служение с отвержения всякой мирской славы, предлагаемой Ему сатаной (Мф. 4:3–10). Иудеи обвиняли Христа в том, что Он «делал Себя равным Богу» (Ин. 5:18), но Он говорил иудеям в храме: «...Я не ищу Моей славы» (Ин. 8:50). Своих учеников Христос наставляет следовать Ему в смирении (Мф. 11:29). Апостолы, в свою очередь, передают это наставление и пастырям, и пастве, ибо «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1 Петр. 5:1–6; ср.: Притч. 3:35). «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным», – учил апостол Павел (Рим. 12:16). Есть два рода гордости, считал Иоанн Кассиан: один искушает людей «духовных», а другой – «новоначальных и плотских» (т.е. начинающих усваивать основы христианской нравственности или находящихся в самом начале пути подвижничества). Плотская гордость, учили св. отцы, характеризуется следующими признаками: в разговоре – крикливостью, в молчании – досадой, в веселии – громким смехом, в ответе – строптивостью, в речи – безрассудством, она сопровождается нетерпением, чужда любви, дерзка в оскорблениях (ср.: Притч. 6:17), а в перенесении их малодушна, не признаёт повиновения, увещания, всегда готова настаивать на своём мнении и т.п. По таким проявлениям, говорят св. отцы, можно распознать возникновение гордости и подавить её в самом начале. Игнатий (Брянчанинов) добавляет к этим признакам ересь, безбожие, невежество, смерть души. Гордец унижает ближнего, завидует другим, кичится своим имением (ср.: Ам. 6:4–8), бесстыдно проповедует свои труды, самохвалится, ненавидит обличения, а в результате, уповая только на себя, отвергает Божью помощь. В то же время одержимый гордостью упрекает Бога в том, что Он ему не помог, когда он просил Его. В таком случае, говорят св. отцы, надо бы человеку смириться и с сокрушением сердца всмотреться в себя – действительно ли он достоин того, чтобы Бог помогал ему. Ибо Господь всё делает к пользе нашей, и если не получили того, что просят, то, разъясняет Иоанн Лествичник, по какой-либо из трёх причин: «или потому, что прежде времени просят; или потому, что просят не по достоинству и по тщеславию; или потому, что, получивши просимое, возгордились бы или впали в нерадение». У людей в обычае, говорит Исидор Пелуссиот, превозноситься родом, или мудростью, или имуществом, или красотою, чином – но это чуждо Божественным законам и нисколько не помогает тем, кто, «будучи взяты из земли, снова обратятся в землю». Он увещевает смотреть на «сии ненадёжные имущества, как на тень, дым и ветер». Иоанн Лествичник рассказывает о послушнике, который, прервав беседу наставника, сам продолжал говорить; «я отчаялся пользы от его послушания, ибо видел, что он приобретает от него не смирение, но гордость», – заключает преподобный. Гордый мстит за обиды, он не может переносить их ни от высших, ни от низших, но кто не переносит обиды, не может переносить и несчастья.

 



 
PR-CY.ru