Словарь по христианству Г ГИДЛЯНСКАЯ (ГИДЕЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ГИДЛЯНСКАЯ (ГИДЕЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ГИДЛЯНСКАЯ (ГИДЕЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 3 марта) – чудотворный образ; самое раннее упоминание в России содержится в сборнике архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» (первое издание: Львов, 1665 г.). Местом явления названо «Гидля, село в земле Лядской», где Ян Чечик весняк (польск. – селянин) обрёл в земле образ. Сюжет об обретении иконы получил развитие в сказании из рукописного сборника «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715–1716 гг. (Народная библиотека МГУ). Здесь даётся дата явления иконы («в лето 1082 г.») и описаны подробности её обретения: на пашне волы «на колени упали» и не пошли дальше, тогда Иоанн «узре на камени образ Пресвятой Богородицы вырытый». Он отнёс образ в свой дом «и положи в ковчежце». От иконы исходил свет, и Иоанн «постави (икону) со Святою Тайною Господнею». Но икона перенеслась невидимо на пашню, где была обретена Иоанном вновь. О чуде он поведал людям. На месте явления был сооружён сначала деревянный столп, затем часовня, куда икона и была поставлена. С этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Сообщения в разных публикациях XIX в. предлагают следующее прочтение сказания из сборника Симеона Моховикова: икона была резная на камне; Иоанн сообщил о ней односельчанам, и, когда она явила свечение, икону перенесли в местный храм и поместили за престолом; из храма икона перенеслась на пашню, и там её нашел некий крестьянин; о часовне для Гидлянской иконы ничего не сообщается, на месте находки жители «водрузили там деревянный столп и на нём поставили икону». Архиепископ Сергий (Спасский) приводит Гидлянскую икону в списке чудотворных образов «местно чтимых в России» и указывает другой день празднования – 2 марта. Изображение Гидлянской иконы на русских гравюрах и иконах не представлено. В сборнике «Солнце Пресветлое», сказания которого проиллюстрированы гравированными изображениями икон, выполненными Григорием Павловичем Тепчегорским, гравюра с Гидлянской иконы отсутствует (для неё оставлено место). В другом списке «Солнца Пресветлого» (Исторический музей) оно также отсутствует. Изображение иконы не представлено и в самых обширных по составу Сводах икон Божьей Матери, как гравированных, так и иконописных. Недостаток сведений, в том числе об облике Гидлянской иконы, связан с тем, что информация практически не обновлялась со времени помещения её в сборнике архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое». География распространения икон в этом сборнике не ограничена территорией России, в нём представлены сведения об образах «иже во многих странах чудотворныя». Так, Гидлянская икона явилась «в земле Лядской», т.е. на территории современной Польши, где и ныне почитается святыней, более известной под названием «Гидельская», и находится в церкви ордена доминиканцев в селе Гидле (в 20–25 км от Ченстоховы). Польские источники относят явление иконы к 1516 г. История обретения, как и имя человека (Ян Чечик), её нашедшего, в общих чертах совпадает с русским вариантом.

 



 
PR-CY.ru