ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович - Страница 3

Братский корпус пустыни объединил надвратную двухсветную, увенчанную шатром церковь во имя мученика Саввы Стратилата с двумя симметричными корпусами келий; общее оформление постройки выдержано в стиле XVII в. (1844–1863 гг., основные работы 1859–1862 гг.). Стилистическое единство с корпусом имеют две часовни при св. вратах (1844–1845 гг.), образующие главный фасад монастырского ансамбля со стороны Петергофской дороги. Церковь во имя Сергия Радонежского (1853–1859 гг., действует) в пустыни представляет собой трёхнефную базилику с двумя рядами пятиметровых гранитных колонн, декорированную с использованием византийских и романских элементов. Фасад церкви повторяет барочную отделку примыкающих к ней трапезной и настоятельского корпуса XVIII в. В нижнем этаже находились два придела-усыпальницы. Тип трёхнефной базилики в сочетании с элементами русского стиля (луковичными главками над западной и восточной частями здания, крыльцом в стиле зодчества XVII в., живописной отделкой фигурным кирпичом) был использован А.М. Горностаевым при проектировании церкви во имя Иоанна Златоуста в староладожском Николаевском монастыре (проект 1859 г., строительство окончено в 1872 г., действует). В русском стиле XVII в. выполнил новый фасад здания подворья Троице-Сергиевой лавры в Санкт-Петербурге, где находились домовые церкви во имя Сергия Радонежского и Пресвятой Троицы (1857–1858 гг., перестроено, не сохранилась), фасад воссоздан в 1995 г., и наружный декор больничного корпуса с шатровой Крестовоздвиженской церковью в староладожском Успенском монастыре (1860–1862 гг., действует, шатёр утрачен). Успенский собор Святогорского Успенского монастыря (город Славяногорск Донецкой области; 1859–1868 гг., действует) имеет объём, близкий к кубическому, увенчан шатровым пятиглавием. Трёхчастные фасады завершены килевидными закомарами, основания барабанов декорированы килевидными кокошниками. Тип здания восходит к Благовещенской церкви Конного полка в Санкт-Петербурге (архитектор К.А. Тон). В объёмно-пространственной композиции кафедрального Успенского собора в Гельсингфорсе (Хельсинки; проект 1859 г., 1860–1868 гг.) А.М. Горностаев развил тип шатровой постройки, предложенной К.А. Тоном. Квадратный в плане четырёхстолпный храм высотой 51 м венчают центральный монументальный шатёр, завершённый луковичной главой, и 12 малых луковичных главок, создающих живописный силуэт храма. Насыщенный кирпичный фасадный декор выполнен в традициях русского «узорочья» XVII в. и в меньшей степени – романского стиля. После смерти А.М. Горностаева здание, в частности, колокольню, достроил архитектор Иван Александрович Варнек. По проектам А.М. Горностаева были сооружены: Успенский собор в городе Моздоке (1859–1860 гг., не сохранился); усадебные церкви в имениях Александрова (Тульская губерния, в русско-византийском стиле, 1848–1849 гг.), Громова (Тихвинский уезд Новгородской губернии, 1852 г.), графа Кочубея (1854 г.); колокольня собора в Мценске (1859 г., не сохранилась); церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при Департаменте общих дел МВД (в неороманском стиле, совместно с Василием Ивановичем Собольщиковым, 1854–1855 гг., не сохранилась); церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы в доме графа Николая Александровича Протасова (в русском стиле, 1854–1856 гг., не сохранилась); часовня-усыпальница князя Дмитрия Михайловича Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре в городе Суздале (1858 г. – начало 1860 гг., не сохранилась); шатровая часовня во имя Христа Спасителя Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря Московской епархии в Санкт-Петербурге на Невском проспекте (1860–1861 гг., разрушена в 1929 г.); иконостасы для церкви Николая Чудотворца и мученицы царицы Александры в Ницце по заказу вдовствующей императрицы Александры Фёдоровны (в «новгородском стиле», 1858 г., сохранилась) и Троицкого собора в городе Боровичи (1858–1859 гг., не сохранилась) и др.

 



 
PR-CY.ru