Словарь по христианству Г ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович

ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович

ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808–1862 гг.) – архитектор, один из основоположников национального направления в русской архитектуре. Родился в семье главного управляющего железоделательным заводом, принадлежавшим Ивану Родионовичу Баташёву. Рано потеряв родителей, с 1823 г. занимал должность копииста в Ардатовском, с 1825 г. – в Арзамасском управлении питейного сбора. В 1826 г. переехал в Санкт-Петербург, рисовал торговые этикетки и вывески. Участвовал в художественных изданиях Павла Петровича Свиньина, вместе с которым в 1826–1828 гг. совершил путешествия по Северной и Центральной России, изучая и зарисовывая памятники архитектуры, опубликованные впоследствии в альбоме «Картины России и быт разноплеменных её народов из путешествий П.П. Свиньина» (СПб., 1839 г. Часть 1). Побывал с «художественно-археологическими целями» в Новгороде, в Пскове, во Владимире, в Киеве. В 1828 г. А.М. Горностаев учился в Москве у архитектора Дементия (Доменико) Ивановича Жилярди. В 1829 г. по рекомендации архитектора Василия Петровича Стасова получил должность архитекторского ученика в Царскосельском дворцовом правлении. Учился акварельной живописи у архитектора Александра Павловича Брюллова, с 1831 г. работая его помощником на постройке императорского Михайловского театра в Санкт-Петербурге. В 1834 г. получил аттестат Академии Художеств на звание свободного художника архитектуры за «Проект дачи для богатого жителя столицы». Тогда же создал серию рисунков для «Панорамы Петербурга» Александра Павловича Башуцкого. В 1834–1837 гг. А.М. Горностаев совершил за свой счёт путешествие в Европу для изучения памятников в Италии, Германии, Франции и Швейцарии; делал зарисовки и обмеры, разрабатывал проекты реконструкций, проявляя наибольший интерес к византийскому зодчеству (в частности, к собору в Монреале). За исполненные в этот период работы, в том числе за проект реставрации храма Юпитера в Помпеях, после возвращения в Россию получил звание академика архитектуры (1838 г.); о ряде обмеров и рисунков есть положительный отзыв императора Николая I. В 1838–1839 гг. А.М. Горностаев служил под руководством А.П. Брюллова в строительной комиссии по возобновлению Зимнего дворца после пожара. С 1843 г. до конца жизни состоял архитектором МВД, в 1845–1847 гг. – архитектором Капитула Российских орденов; в 1846–1847 гг. построил правую часть здания Капитула (Санкт-Петербург, Гагаринская улица, 6). В 1849 г. за проект великокняжеского дворца был удостоен звания профессора Академии Художеств. А.М. Горностаев был награждён орденами второй степени св. Анны и св. Станислава, имел чин коллежского советника. С 1858 г. занимал должность профессора начертательной геометрии, перспективы и теории теней в Академии Художеств. В начале творческого пути придерживался классицистического стиля (усадьба Орловых-Денисовых в Коломягах, 1839–1841 гг., Санкт-Петербург, Главная улица, 32) или форм ранней эклектики, преимущественно неоренессанса и так называемого помпейского стиля, иногда с элементами неоготики (перестройка дома Афанасия Фёдоровича Шишмарёва в Санкт-Петербурге (1840–1841 гг.); римско-католической семинарии в Минске (1839–1840 гг.), коллегии в Санкт-Петербурге, перестроенной из бывшего дома Гавриила Романовича Державина (1848–1850 гг., начало работы над проектом в 1845 г., проект удостоен папой Пием IX золотой медали), дачи на Аптекарском и Каменном островах). Принял участие в конкурсе на строительство храма-памятника в ознаменование победы в Полтавской битве (1840 г.).

 



 
PR-CY.ru