Словарь по христианству Г ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В ДОИСЛАМСКОМ ИРАНЕ

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В ДОИСЛАМСКОМ ИРАНЕ

ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН В ДОИСЛАМСКОМ ИРАНЕ – преследование христианской церкви в Парфянской и Сасанидской державах во II–VII вв. Большинство населения Иранского государства во II–VII вв. исповедовало зороастризм и разные формы язычества. В каждый период истории гонения имели свою подоплёку и особенности. Веротерпимость правителей парфянской династии Аршакидов по отношению к конфессиональным меньшинствам проявлялась в том, что во II – начале III вв., занятые постоянной войной с Римом и подавлением внутренних смут, они не предпринимали гонений на общегосударственном уровне, доверив блюсти интересы своей религии сословию жрецов. Быстрое распространение христианства в Северной Месопотамии вызвало негативную реакцию зороастрийского жречества и создало условия для гонений в северо-западных областях Иранского государства. Из-за успехов в проповеди христианства был казнён второй епископ Адиабены Шамшун (120–123 гг.). Местные вельможи и жрецы заковали его в цепи и после истязаний в темнице обезглавили. При епископе Адиабены Абрахаме (148–163 гг.) в Эрбиле (Арбеле) имели место нападения зороастрийцев на христиан, грабежи их имущества. Епископ добивался от шаха Вологеза III (148–192 гг.) охранной грамоты для христиан, но поражения парфян в войне с римлянами в этот период помешали её получению. Когда в течение четырёх лет (179–183 гг.) адиабенская община оставалась без пастыря, часть новообращённых христиан из-за ненависти язычников и зороастрийских жрецов (магов) была вынуждена вновь перейти в язычество. Христианское население провинций страдало и от военных действий на их территории. При епископе Авеле (183–190 гг.) за отказ царя Адиабены участвовать в войне с Римом парфянская армия вторглась в провинцию и учинила погромы, в которых пострадали и христиане. Негативное отношение династии Сасанидов к религиозным меньшинствам было обусловлено жреческим прошлым династии и её политикой на укрепление зороастризма как государственной религии. В надписи идеолога этой политики магупата (мобеда) Картира, составленной между 276 и 293 гг., говорится о разгроме всех незороастрийских культов. Среди подвергавшихся гонениям общин в одном ряду с иудеями, буддистами и брахманистами упомянуты и христиане. Пока процесс христианизации не коснулся основной массы персов и был ограничен Месопотамией с преобладающим иноязычным населением (арамеи, греки, арабы), политику Сасанидов в отношении христиан можно считать толерантной, особенно после ухода с политической сцены Картира. Положение христиан резко ухудшилось в 330 гг. в связи с легализацией христианства в Римской империи. Христиан в Иране стали рассматривать как пособников враждебной державы.

 



 
PR-CY.ru