ГОЛЬТИСОН Михаил Александрович - Страница 2

В 1907 г. М.А. Гольтисон выступил с проектом по увековечению памяти Дмитрия Степановича Бортнянского, протоиерея Петра Ивановича Турчанинова и Алексея Фёдоровича Львова, войдя в состав Временного комитета в качестве секретаря. М.А. Гольтисон писал статьи на современные темы и из истории церковнопевческого искусства, публиковавшиеся в журнале «Музыка и пение» под псевдонимами М.Г., Музыкант и Magon, в 1907–1914 гг. был редактором этого издания. Как регент М.А. Гольтисон приобрёл достаточную известность благодаря 15-летней работе в Александровской общине Красного Креста и выступлениям на концертной эстраде с хором В.В. Певцовой и Сампсониевским народным хором. 14 и 15 мая 1911 г. М.А. Гольтисон вместе с Александром Андреевичем Архангельским, Иваном Яковлевичем Тёрновым, Михаилом Фёдоровичем Гривским (впоследствии священник) и Иосифом Ивановичем Тульчиевым участвовал (как регент и певец) в двух концертах на первом народном певческом празднике в Пскове. Творчество М.А. Гольтисона часто получало противоречивые оценки современников. Если в провинции его сочинения принимали, то в столицах на них появлялись резко отрицательные отзывы. Д.С. Семёнов, один из знатоков православного церковного пения, писал, что «беспристрастный наблюдатель, видевший в духовно-музыкальных сочинениях, прежде всего, не музыку, а средство для возбуждения религиозно-молитвенного чувства, отнёс бы сочинения Гольтисона к школе А. Архангельского, к подражанию его «Милость мира» и причастным». Обращения к народному стилю, по мнению Д.С. Семёнова, выглядели у М.А. Гольтисона как псевдонародные, искусственные («Воскресение Христово видевше») в сравнении с «простыми хорами его херувимских, «Ныне отпущаеши» и др.». При этом он отмечал, что сочинения М.А. Гольтисона были популярными в столичных, многих архиерейских, городских и сельских хорах.



 
PR-CY.ru