ГЕННАДИЙ, Гонзов или Гонозов - Страница 7

При содействии Геннадия в 1490 гг. перепиской четьих книг в Новгороде по заказу Досифея, впоследствии игумена Соловецкого монастыря, было положено начало монастырской библиотеке. Одной из книг, посланных игуменом Досифеем из Новгорода на Соловки, была «Минея новым чудотворцам – кануны да и жития собраны», включавшая службы и Жития русских святых. После Собора 1488 г. Новгородский архиерей находился в сложном положении. Великий князь под влиянием дьяка Посольского приказа Фёдора Курицына поддерживал еретиков. Его покровительство еретикам простиралось даже на Новгородскую епархию: монаха из Немчинова монастыря Захара, утверждавшего, что епископы поставляют священников «по мзде», поэтому у священников нельзя причащаться, Геннадий хотел отправить «в пустыню» на покаяние, но великий князь приказал «наказати его духовне» и отпустить в монастырь. Оттуда Захар бежал в Москву и стал рассылать по городам грамоты с обвинениями Геннадия в ереси. Великий князь запретил Геннадию присутствовать на поставлении митрополита Зосимы, состоявшемся 26 сентября 1490 г. Новопоставленный митрополит потребовал от Геннадия нового исповедания веры, что тот справедливо расценил как выражение недоверия к себе. Раньше, в конце 1488 г., Новгородского архиепископа также не позвали в Москву для обсуждения вопроса об уходе с кафедры Ростовского архиепископа Иоасафа. В послании к митрополиту Зосиме, а затем и к Собору епископов Геннадий выступил с резким протестом против действий высшей светской власти, указав на главного покровителя еретиков в Москве – дьяка Ф. Курицына. Новгородский архиепископ настаивал на созыве Собора для суда над еретиками и применения санкций ко всем, кто с ними сослужили. Благодаря усилиям Геннадия 17 октября 1490 г. по повелению великого князя митрополит Зосима созвал второй Собор на еретиков. Хотя Геннадий не был допущен к участию в нём, Собор руководствовался указаниями Новгородского архиерея: «Митрополит Зосима, и епископи, и весь священныи Собор обыскав их ереси по архиепископовым по Генадьевым подлинным списком, еже присылал к Геронтию митрополиту, и от святыя церкви отлучиша, и в заточенье их розослаша» (Полное собрание русских летописей). На Соборе еретики «на Генадиа архиепископа многиа... хулы говорили», обвиняя его в применении пыток и присвоении их собственности. Однако требование Геннадия об осуждении Ф. Курицына и священнослужителей, сослуживших с еретиками, на Соборе выполнено не было. Зачинателем ереси был объявлен не некий «жидовин» (в написанных позднее сочинениях Иосифа Волоцкого называемый Схарией) и не Ф. Курицын, а монах Захар. Согласно Новгородской второй (Архивской) летописи XVI в., сохранившей некоторые уникальные известия за XV в., многих осуждённых еретиков направили в Новгород, где они были подвергнуты наказанию: «Повеленьем великого князя всея Руси Ивана Васильевича и по благословению пресвященнаго митрополита Зосимы Генадеи владыка овех велел жечи на Духовском поли, а инех торговои казни предали, а овех в заточении посла, а инии в Литву збежали, а инии в Немцы» (Полное собрание русских летописей).

 



 
PR-CY.ru