ГУСЛИЦА - Страница 8

По стилистическим признакам к группе гуслицких произведений примыкают несколько икон второй половины XIX – начала ХХ вв.: «Преподобный Сергий Радонежский» (частное собрание), «Апостол Иоанн Богослов в молчании», «Святитель Никола Чудотворец», «Преподобная Евдокия», четырёхчастный образ «Введение Пресвятой Богородицы во храм», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Не рыдай Мене, Мати», икона Божьей Матери «Знамение» (все в собрании музея Андрея Рублёва), «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (частное собрание), «Чудо Димитрия Солунского» (музей Андрея Рублёва) с характерным пейзажем в виде пологих зелёно-коричневых холмов с мелкими кустиками и деревьями пирамидальной формы. Своеобразно композиционное построение другой иконы того же времени – «Рождество Богородицы с клеймами» (музей Андрея Рублёва): центральное изображение заключено в крестообразное пространство, в угловых клеймах – образ Покрова Пресвятой Богородицы и чтимые иконы Божьей Матери. К особому направлению гуслицких писем, как полагают исследователи, принадлежит икона «Огненное восхождение св. Илии пророка» 1882 г. (частное собрание) с орнаментальной рамой барочной формы. Виктор Михайлович Сорокатый определил как созданные в Гуслице несколько разных по стилю икон из собрания Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве: «Великомученик Феодор Стратилат с четырьмя сюжетами мучений» третьей четверти XIX в. (также с крестообразным решением композиции), «Рождество Христово» конец XIX в., «Священномученик протопоп Аввакум и другие старообрядческие святые» конца XIX в. (происходит из семьи егорьевских купцов Кутаковых), предположительно Молдавскую икону Божьей Матери конца XIX – начала XX вв. Гусляки изготовляли также настенные листы, стилистика которых близка к иконной. Исследователям известно загарское литьё (иногда называемое гуслицким), развивавшееся в девяти селениях Новинской волости Богородского уезда (волость не входила в Гуслицу) и отличавшееся невысоким качеством изделий. Попытки отливать образа предпринимались и в Гуслице – в Костине, Анциферове, но эти образа не пользовались спросом, как «слеповатые». По данным летописи Воскресенской церкви в Ильинском Погосте, с начала XVII в. в селе существовал деревянный Ильинский храм, многократно перестраивавшийся и сгоревший в ночь на 21 сентября 1857 г. В 1852 г. за ветхостью в селе был упразднён древний Никольский деревянный зимний храм. С ХVII в. известен Благовещенский храм в селе Хотеичи, сгоревший в 1811 г., к 1823 г. на его месте была воздвигнута существующая ныне Троицкая церковь. В 1822 г. в селе Гуслица было начато строительство обширного каменного храма в честь Воскресения Христова. Церковь, вмещавшая 2 тыс. молящихся, была освящена 21 сентября 1840 г. Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), в 1857 г. к ней была пристроена колокольня.

 



 
PR-CY.ru