ГУСЛИЦА - Страница 7

Особенности мстёрской живописи, как полагают исследователи, сказались в типологии и моделировке лика (плотное охрение по тёмному санкирю) на оплечном изображении Николая Чудотворца 1920–1940 гг. (частное собрание). Один из типичных гуслицких мотивов (заглавная красная буквица в тексте раскрытого Евангелия) содержит элементы поморской орнаментики (икона «Господь Вседержитель» конца XIX в., частное собрание). Интересно, что среди икон, распространённых в регионе, встречаются сюжеты, восходящие к произведениям Димитрия Ростовского, особо чтимые в православной церкви (икона Божьей Матери «Нечаянная Радость» конца XIX в., частное собрание). Вместе с тем гуслицкие иконы имеют своеобразные черты, отличающие их от произведений других художественных центров. Характерной особенностью местных икон является колористическое решение образа: преобладание оливковых и охристо-коричневых красок фона и более тёмных полей, создающих впечатление старины, вместе с холодной киноварью в деталях изображения, контурах нимбов, рамках лузги и опуши. Дополняющие образ фигуры избранных святых на полях икон, как правило, помещены в клеймах на ярком киноварном фоне. Разделки одеяний выполнены твореным золотом или разбеленным основным тоном. Лики – округлые, с мелкими чертами, написаны мягким охрением с белилами. В рисунке, описях, текстах использован тёмный цвет. Для некоторых гуслицких икон характерен «рябоватый» («состаренный») фон, получавшийся в результате нанесения насечек на уже покрытую золотом доску. Гуслицкие иконы узнаваемы также благодаря отработанным приёмам палеографии надписей. Почитание Губинской иконы Божьей Матери выразилось в появлении в Гуслице списков этой старообрядческой святыни и распространении Казанской иконы Божьей Матери (список 1899 г. из старообрядческой церкви во имя Николая Чудотворца в деревне Устьяново, икона второй половины XIX в. из частного собрания). Некоторые исследователи, изучавшие особенности иконописного стиля Гуслицы, относят к местной иконе ряд произведений из музейных и частных собраний, например, ориентированную на палехские образцы икону «Св. Иоанн Предтеча с клеймами жития» 1831 г. (музей Андрея Рублёва) с подписью мастера на лицевой стороне («написася сия икона в ле(то) 7339 го(да) / мастеръ Семеонъ Ивановъ деревни Куровской»). Несмотря на некоторое отличие художественного решения этого образа от художественного решения описанной выше группы памятников, исследователи предполагают, что икона относится ко времени формирования иконописной стилистики Гуслицы и принадлежит кисти самобытного мастера. Впоследствии в местных мастерских не существовало традиции подписывать иконы – такие образцы в настоящее время неизвестны.

 



 
PR-CY.ru