ГУСЛИЦА - Страница 6

Мастерская Балзетовых снабжала иконами, книгами, лестовками и поясами старообрядцев также на Украине и в Бессарабии. На Всероссийской выставке 1882 г. в Москве были представлены иконы гуслицких иконописцев: из Яковлевской – С.Ф. Морозова (бронзовая медаль), Г.С. Лунина и К.Г. Куколева (почётные отзывы), из Анциферова – М.К. Перина, И.А. Миронова (почётный отзыв) и И.Р. Родина, из Елизарова – В.К. Чикалова (денежная премия). В 1908 г. иконописным промыслом в Гуслице занимались 139 человек. Иконы писали в Запонорье, Запруденье (Запрудино), Барском. Иконописание продолжалось в Гуслице и в советский период. В 1923 г. в Запонорской волости Орехово-Зуевского уезда был зарегистрирован один иконописец. В Костине сохраняется память об иконописцах Романовых и Е.С. Плешкове (ум. в 1990 гг.), в Горе – об одном из последних иконописцев – М. Комарове, писавшем иконы в советское время на заказ «по вершкам». Сохранившиеся произведения иконописи, собранные в Гуслице, были созданы не раньше второй трети XIX в. Гуслицкое иконописание формировалось под влиянием старообрядческих мастерских, в первую очередь, Москвы и владимирских иконописных сёл (Палех, Мстёра). Стиль гуслицких икон преимущественно воспроизводит стилистику московской иконописи первой половины ХVII в. Наряду с лицевыми святцами и иконописными подлинниками гуслицкие иконописцы пользовались готовыми рисунками, которые привозились, как правило, из Москвы и передавались по наследству. Мастера Гуслицы использовали характерные для старообрядческого искусства изводы иконографии, в том числе получившие распространение в Ветке и в регионах воздействия ветковского иконописания (гуслицкая икона «Святитель Николай Чудотворец (Отвратный)» конца XIX в. из частного собрания). В Гуслице писались типичные для старообрядческой традиции многочастные композиции с наиболее почитаемыми праздниками и святыми. Так, на трёхрядной иконе конца XIX в. (частное собрание) в числе девяти сюжетов представлена Арапетская икона Божьей Матери (встречается в это время, в основном, на старообрядческих иконах). Как и в других местах, создавались произведения с вложенным в иконную доску меднолитым крестом-распятием и написанными фигурами предстоящих, в группу вводились изображения ангела-хранителя и соимённых заказчикам святых, в верхних углах помещались солнце и луна, как это было принято в старообрядческой среде (икона начала XX в., частное собрание). Влияние искусства Палеха, восходящего, в свою очередь, к строгановской традиции миниатюрного письма, заметно на гуслицкой иконе «Воскресение Христово – Сошествие во ад, с 12 клеймами Страстей Господних» конца XIX в. (частное собрание): в трактовке композиций, в рисунке лещадок-горок и в архитектурном фоне.

 



 
PR-CY.ru