ГУСЛИЦА - Страница 4

В Гуслице селились лужковцы (лужкане, см. Лужковское согласие), не принявшие Белокриницкую иерархию, признававшие только тайно действующих священников, отрицавшие метрические записи. Со временем они перешли к беспоповской практике. В 1858 г. старообрядческий епископ Пафнутий (Овчинников) составил «Ответы» на вопросы лужковцев с описанием их истории и расселения в Гуслице. Лужковцы малочисленными группами проживали в Гуслице в ХХ в. В 1873 г. в Гуслице, по данным полиции, числилось 68 старообрядческих моленных, Московская консистория сообщала о 50 моленных. Впоследствии их число росло. В начале 1880 гг. в Богородском уезде действовало 89 моленных. После выхода 3 мая 1883 г. закона, частично расширявшего права старообрядцев, до конца XIX в. было создано ещё 32 моленных, так что в 1898 г. в Богородском уезде действовала 121 старообрядческая моленная (три беспоповские – поморские, более 50 неокружнических). Ряд моленных (в Гридине, Чёлохове, Круглове, Алексеевской, Максимовской) существовал к тому времени более 70 лет. После издания в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» в Гуслице была построена старообрядческая церковь во имя Николая Чудотворца в деревне Устьяново (сооружена в 1908–1911 гг. на средства Ф.Е. Морозовой). В 1930 гг. практически все моленные и церкви в Гуслице были закрыты, одной из последних (около 1941 г.) моленная в Поминове. После Великой Отечественной войны начали открываться старообрядческие церкви в Устьянове, Шувое (во имя Святой Троицы, построена в 1927 г. вместо сгоревшей деревянной), в селе Слободище (в честь Казанской иконы Божьей Матери, бывшая моленная, известная с XVIII в., перестроена в начале XX в.), в прилежащих к Гуслице селениях – Губине (в честь Казанской иконы Божьей Матери, основана в конце XIX в.), в Алёшине (во имя великомученика Георгия, бывшая единоверческая церковь в честь иконы Божьей Матери «Знамение», построена в конце XIX в., передана старообрядцам в 1947 г.). Отчасти развиваются местные промыслы, жители сохраняют самоидентификацию как гусляки. Жива память о ските Леонтия, поддерживалась его могила, как и могила Геронтия (Колпакова), перенесённая 3 июня 2006 г. от стен Гуслицкого в честь Преображения Господня монастыря в лес, близ Белива. Освящены храмы в Давыдове (в честь Воздвижения Креста Господня, в 2002 г., после переделки из гражданского здания) и Молокове (в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построен в 2003 г. на средства местного уроженца А.В. Коржакова, освящён в следующем году), часовни в Чёлохове и Беливе. В последние годы администрация Орехово-Зуевского и Егорьевского районов, общественность совместно с Русской православной старообрядческой церковью прилагают значительные усилия по возрождению Гуслицы как духовного, исторического и предпринимательского центра. В 2003 и 2005 гг. в городе Куровское и селе Ильинский Погост прошли межрегиональные научно-практические конференции «Гуслица старая и новая». Действуют школьные краеведческие музеи со старообрядческими разделами в Степановке и Ильинском Погосте. Выходит историко-краеведческий альманах «Гуслицы». Гуслица была вторым по значимости после Выголексинского общежительства старообрядческим книгописным центром.

 



 
PR-CY.ru