ГУСЛИЦА - Страница 3

Женский монастырь «Прексенна Грива» (назван по имени первой настоятельницы – инокини Евпраксии) с 15 кельями был устроен поблизости, на острове среди болот. Близ деревни Анциферово действовал женский скит во имя св. Параскевы Пятницы. Большинство гуслицких старообрядческих монастырей было закрыто в 1830–1850 гг. Впоследствии обучение было налажено при многих моленных. Гуслицкие старообрядцы отличались начитанностью и приверженностью традиции. Короткое время в деревне Абрамовке действовала старообрядческая типография Ефима Пискунова, закрытая властями. В начале XX в. система старообрядческого обучения в Гуслице ухудшилась, что было отмечено комиссией, направленной с Рогожского кладбища в ноябре 1901 г., а также в 1904 г. представителем православного миссионерского братства Честного Креста, изучавшим преподавание церковного пения в Гуслице. Гусляки были деятельными пропагандистами «старой веры», сочетая проповедь с торговлей. Основателями старообрядческой «московской веры» в селе Поим Пензенской губернии считались торговцы из Гуслицы Кир и Гавриил. Гусляки налаживали старообрядческое богослужение в Кизлярском, Моздокском и Сунженском казачьих полках. На Дону и Кубани была известна гуслицкая династия Пышкиных – знатоков церковного пения и торговцев образами. Купцы-гусляки Громовы были деятельными учредителями Белокриницкой иерархии и основателями Громовского кладбища в Санкт-Петербурге. В 1862 г., после выпуска старообрядческими архиереями «Окружного послания», старообрядцы разделились на окружников и неокружников. Идеологом последних был гусляк Давыд Антипов, собравший значительное число последователей. Неокружники заручились поддержкой Белокриницкого митрополита Кирилла (Тимофеева), рукоположившего 24 июля 1864 г. в Московского епископа Антония (Климова). В январе 1867 г. в деревне Давыдово в Гуслице состоялся Собор под председательством Антония, в котором участвовали десять гуслицких священников, Давыд Антипов и его единомышленник Ефим Фёдорович Крючков. На Соборе было решено предать проклятию «Окружное послание», а приемлющих его принимать в общение через отречение от ересей (третьим чином). В Давыдове жил неокружнический епископ Даниил (ум. в 1912 г.), присвоивший себе титул наместника Московского престола. Из гуслицкой деревни Мисцево происходил видный деятель неокружничества старообрядческий епископ Одесский, Балтский и всей Бессарабии Кирилл (ум. в 1924 г.). Одним из последних неокружнических иерархов был живший в Гуслице Московский епископ Филарет (ум. после 1926 г.). Несмотря на московский примирительный Собор 1906 г., отказавшийся от «Окружного послания», в Гуслице и близлежащих районах сохранялись неокружнические общины, отличавшиеся многочисленностью, приверженностью традиции. Неокружники в Гуслице сохраняли домашнюю богослужебную практику до 1980 гг. Большинство неокружнических общин отказывалось от регистрации, в 1906–1907 гг. в Гуслице были зарегистрированы только две неокружнические общины: в Смолеве и Молокове. Материалы дискуссий, которые проводили окружники с неокружниками, легли в основу сочинения Михаила Ивановича Бриллиантова «Шувойская беседа и материалы для истории раздора, именуемого неокружническим», содержащего апологию «Окружного послания», был также разработан «Чин принятия от противоокружнической ереси».

 



 
PR-CY.ru