ГХОШ Ауробиндо - Страница 3

«Погружение внутрь» должно сопровождаться «расширением сознания». Если в бодрствовании опорной оболочкой индивида является физическая, то в состоянии сна или глубокой медитации таковой становится витальная, а затем ментальная. По мере расширения сублиминального сознания (а это и составляет цель йогической практики) приходит освобождение в необъятном внутреннем пространстве, которое приносит чувство бесконечности и вневременности, но переживание бесконечности не есть растворение сознания, но только его границ, и оно соответствует нирване, в которой угасает эго. А. Гхош полагал, что в одной и той же личности сосуществуют множество личностей, одни из которых формируются «фронтальным» сознанием, другие – сублиминальным. Одна из задач интегральной йоги и состоит в приведении этих личностей в гармонию. Но более общая задача йоги – развитие сублиминальной душой в себе всех способностей Божественного, формируя сознательное существо (conscious being). Это «сознательное» существо локализуется в центре системы оболочек (на уровне глаз), тогда как дух пребывает над макушкой (брахмарандхра), а душа – за сердцем (здесь для исследователей очевидны заимствования А. Гхоша из системы чакр тантристской кундалини-йоги). Когда сознание йогина поднимается из тела через макушку, он продолжает воспринимать окружающий мир и даже действовать в нём, но центр тяжести его сознания переносится с ментального плана в область сверхсознания, и это является условием выхода за пределы «наличного эволюционного статуса», который необходим для развития в человеческой природе таких новых качеств сознания, как глобальный разум и сверхразум. В соответствии с различением двух типов трансформации (духовного и супраментального) А. Гхош различает два типа сверхчеловека и сверхчеловечества. Для супраментального сверхчеловека и сверхчеловечества естественным состоянием должно стать телесное бессмертие. Эволюция мыслится как восхождение указанных уровней сущего к Абсолюту, но это развитие, по А. Гхошу, необратимое – в противоречии с традиционной индуистской, в том числе ведантийской, космологией, согласно которой космические процессы, будучи безначальными, не могут иметь и конца. Необратимость эволюции у А. Гхоша – основание его неограниченного «космического оптимизма». Конечный пункт этой йоги отличается от традиционно ведантийского: он мыслится как качественная трансформация жизни, а не как блаженство освобождения от неё (мокша). Практическая реализация идей А. Гхоша, главная из которых – усовершенствование человечества посредством «научной йоги» – стала осуществляться уже его ближайшими последователями, которые обустраивают ашрам и до сих пор строят «город будущего» близ Пондишери – Ауровиль. В настоящее время центры интегральной веданты, которая предлагает квазинаучную методику древнего проекта «стать как боги», дислоцированы по всему миру. Наиболее известные среди них, помимо Индии (Нью-Дели, Колката, Пондишери), находятся в США (Вашингтон, Вудсток, Лос-Анджелес, Сан-Франциско), Сингапуре, Канаде, Великобритании, Нидерландах, Испании, Непале, Гонконге. В настоящее время функционирует центр в Москве, издательство «Адити» в Санкт-Петербурге, Павильон России в Ауровиле.



 
PR-CY.ru