Словарь по христианству Г ГХОШ Ауробиндо

ГХОШ Ауробиндо

ГХОШ Ауробиндо (1872–1950 гг.) – философ, поэт, политический деятель, мистик-визионер, один из популярнейших лидеров неоиндуизма, основатель интегральной веданты. В 1879–1892 гг. учился в Англии. В 1905 г. – заместитель ректора и профессор колледжа в Бароде (современный Вадодара); в 1905–1910 гг. – активист антиколониального движения Индии, один из лидеров радикального крыла в Индийском национальном конгрессе; с 1908 г. начал активно интересоваться йогой; в 1910 г. прекратил политическую деятельность, начав проповедь своего духовного учения в Пондишери. В 1926 г. вместе с Миррой Ришар (позднее именовалась Матерью) основывает религиозную общину, активно действующую до настоящего времени. Вскоре после этого А. Гхош до конца жизни фактически пребывал в затворе. Основной период литературного творчества А. Гхоша приходится на 1914–1921 гг., когда для религиозно-философского обозрения «Арья» написал «Божественную жизнь», «Синтез йоги», «Эссе о Гите», «Тайну Веды», «Идеал человеческого единства», «Человеческий цикл». Свои произведения А. Гхош редактировал и переписывал в соответствии с эволюцией его учения. В «политический период» испытал значительное влияние идей Вивекананды, а в целом, несмотря на претензию на создание новой динамической антропологии, разрабатываемой средствами новой же пурна-йоги («йога полноты») и призванной синтезировать йогические практики в соответствии с «научным мировоззрением», его учение, по мнению исследователей, представляет собой типичный синкретизм, в котором концепции философских школ и практик индуизма обильно «обогащены» западными учениями – начиная с неоплатонизма и завершая ницшеанским романтизмом и фрейдовским психоанализом. Несущую конструкцию идеалистическо-эволюционистского учения А. Гхоша составляет трёхуровневая модель сознания при различении Подсознания, Универсального Сознания и Сверхсознания (ср. фрейдовские «бессознательное», «я» и «сверх-я»). В Подсознании А. Гхош различал абсолютное бессознательное и поверхностное (промежуточное). Три плана Универсального Сознания «пересекаются» с тремя полями-аурами человека, которые соответствуют пройденным этапам эволюции, в результате чего образуются три «среза» Универсального Сознания, проецируемые на каждого индивида – в виде физического, витального и ментального сознаний, каждое из которых также распределяется по трём подуровням, описываемым средствами бинарных терминов. В Сверхсознании локализуется духовный разум (позднее А. Гхош выделяет из него в качестве особого начала глобальный разум). Но и оно не является «конечной инстанцией» в динамическом космосе А. Гхоша, т.к. над ним располагается Сверхразум (супраментал), выполняющий функцию связующего начала между проявленным космосом и непроявленным Божеством, наделяемым тремя характеристиками Брахмана в соответствии с учением адвайта-веданты – Сат-Чит-Ананда (Бытие-Мышление-Блаженство).

 



 
PR-CY.ru