ГЕЛУГПА - Страница 2

Ныне здравствует далай-лама XIV – Тэнзин Гьяцо. Полностью по-русски это имя-звание звучит так: «Океан-Учитель, Держатель ваджры» (алмазного скипетра, символа просветления). С конца XVI в. по 1951 г. далай-ламы (а при их малолетстве – регенты) фактически руководили тибетским государством. Верующие считают, что знания далай-ламы безмерны, как океан, он – их лучший Учитель, покровитель, сострадательный защитник. В XVII–XVIII вв. детально разрабатывается многолетняя процедура нахождения и избрания очередного воплощенца из мальчиков, родившихся через 49 дней после смерти предыдущего далай-ламы. Последний зачастую указывал местность своего будущего рождения. Избранник воспитывался в монастырях школы гелугпы, получал фундаментальное образование у лучших учителей страны, и в 16–18 лет его торжественно возводили на Львиный трон. Многие из далай-лам были действительно талантливыми буддийскими учёными, авторами многотомных трудов (V, VII и XIV), основоположниками монастырей (I, II, III) и искусными политиками. Второй титул высшего духовного лица в линии преемственных воплощений школы гелугпы – панчхен-лама (тибет. pan chen bla ma – Учитель – великое знание) – земное воплощение Будды Амитабхи. В Тибете панчхен-ламу называют панчхен Ринпоче – Великий Драгоценный Учёный, и он является настоятелем монастыря Ташилхунпо в городе Шигадзе. Впервые этот титул был присвоен в XVII в. далай-ламой V своему учителю Чокьи Гьялцену (1570–1662 гг.), который сразу стал панчхен-ламой IV, и от него в глубь истории ретроспективно была проведена линия духовной преемственности в лице трёх исторических предшественников. Панчхен-лама Х (1938–1989 гг.) был и вице-президентом Народного собрания Китая. Ныне действуют два панчхен-ламы ХI: один избран далай-ламой ХIV, а другой – китайскими властями. Исследователи особо отмечают роль основоположника гелугпы – Цзонхавы. Этот тибетский религиозный деятель также является автором многотомных сочинений по буддизму (одно из главных («Ламрим чхенмо», или «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения») переведено на русский язык и выпущено в пяти томах в Санкт-Петербурге в 1994–2000 гг.). Будучи продолжателем дела дипанкары Атиши (гелугпа – это «новая кадампа»), Цзонхава восстановил и переосмыслил культ будды будущего – Майтреи, ввёл строгие монашеские уставы, построил монастырь в честь Майтреи и его небесной обители Тушиты, дополнил общебуддийский «символ веры», состоявший из трёх драгоценностей, четвёртой – преклонением перед ламой, или духовным учителем. Он же установил строгость соблюдения обета безбрачия для лам (что не всегда соблюдается в России), но разрешил ламам иметь собственность, чего не было в Индии и других странах. Ему же приписывается авторство пышной и театрализованной буддийской обрядности, прежде всего, ритуально-праздничной. В буддийской догматике Цзонхава толковал все учения, в том числе учения ваджраяны, с точки зрения прасангика-мадхьямики.



 
PR-CY.ru