Словарь по христианству Г ГЕЛУГПА

ГЕЛУГПА

ГЕЛУГПА (тибет. dge lugs – учение, или закон, добродетели) – школа в тибетском буддизме, основанная Цзонхавой (Цонкабой, тибет. tsong-kha-pa, 1357–1419 гг.) в начале XV в. Формировалась в лоне другой школы – кадампы, но быстро затмила родоначальницу. Философско-теоретическим фундаментом школы стало учение индийской мадхьмики по линии преемственности от Нагарджуны до Чандракирти, называемое «прасанга» или метод сведения доводов оппонентов к абсурду. В гелугпе особо подчёркивается значение учителя, ламы, который объявляется «четвёртой драгоценностью» буддизма (после Будды, Закона и общины), а верующие и ученики дают ему обет духовного поклонения. В отличие от основоположников других тибетских школ Цзонхава ввёл для монахов строгий устав, утвердил столь нехарактерные для тибетцев обеты безбрачия и неупотребления алкоголя. Он требовал также отказа от мясной пищи, но это правило не прижилось. Кроме того, в гелугпе установлена требовательная система образования, повышения учёной квалификации монахов при состязательной сдаче экзаменов, а также культ книжности, начитанности. Эзотерическая линия внутри гелугпы известна как Гандэн Кагью. Главный монастырь школы, основанный в 1409 г., – Гандэн (dga' ldan), настоятель которого является одновременно главой всей тибето-монгольской гелугпы и носит титул «Победитель» (тибет. гьялва; санскр. джина), как и Будда, а также считается живым воплощением бодхисатвы сострадания Авалокитешвары (тибет. Ченрези). В середине XVI в. лидерам школы удалось заручиться поддержкой монгольских ханов, установить главенство гелугпы в Тибете, а затем распространить своё влияние на все монгольские и другие центральноазиатские народы. Главу школы объявили далай-ламой (монг. Океан-Учитель), 14-й воплощенец которого ныне руководит гелугпой в изгнании, из Индии, куда в 1959 г. бежали от китайцев монахи, правительство и парламент Тибета. Далай-лама (по-тибетски rgyal ba rin po che – Победитель (смерти), живой будда) в тибето-монгольском буддизме постоянно рождается в человеческом образе последние 500 лет, отыскивается по внешним телесным признакам среди 2-4-летних мальчиков, а также с помощью оракулов, ясновидящих лам, цепи экзаменов и испытаний среди кандидатов. Избранник получает лучших наставников, 20 лет обучается Закону, тантрическим практикам и т.д. В заключение он должен выдержать испытание в виде учёного диспута, после которого объявляется главой тибетской школы гелугпы и духовным руководителем страны. Он также признаётся высшим духовным иерархом другими тибетскими школами и всеми верующими, в том числе последователями гелугпы в России. Впервые это имя-звание было присвоено главе школы Сонаму Гьяцо (1543–1588 гг.) монгольским Алтан-ханом в 1578 г. Тибетское «гьяцо» переводится на монгольский язык как «далай» и означает «океан (мудрости)». Сонам оказался третьим воплощенцем, а его предшественники – Гендун-друп (1391–1474 гг.), ученик Цзонхавы, и Гендун Гьяцо (1475–1542 гг.) – были посмертно возведены в сан далай-ламы (соответственно I и II). Правнука Алтан-хана (Ендона Гьяцо) уже «избирали» далай-ламой IV, и он стал единственным монголом в этой линии духовной преемственности.

 



 
PR-CY.ru