ГАНДИ Мохандас Карамчанд - Страница 2

В соответствии с концепцией карма-йоги «Бхагавадгиты», по которой следует стремиться только к действию как к реализации долженствования, но не к его «плодам», и быть свободным от привязанностей (Ганди ввёл термин, обозначавший этот императив, – анасакти-йога, т.е. йога непривязанности), проявляя равное отношение к успеху и неуспеху. Ганди разработал «философию действия». Каждое действие, чтобы отвечать критерию истинности, должно быть «незаинтересованным» – совершаемым не ради эгоистических интересов, но ради осуществления предназначения человека в этом мире, образцом для чего должно служить поведение святого, который трудится для Бога, а не для себя. Результативность действия равнозначна его незаинтересованности (свободе от эгоистических мотивов), критерий истины (ахимсы) соответствует идеалу ненасилия и понимается очень широко: не только как конкретное предписание, но как образ жизни в целом. Объём понятия ахимсы (главного этического идеала джайнизма) расширяется у Ганди фактически до гуманизма как такового, притом не в пассивном, но, скорее, в активном модусе, и получает развитие в концепции национально-освободительного движения как ненасильственного сопротивления колониальным властям у его последователя – Винобы Бхаве. Здесь ахимса неотделима от сатьяграхи: когда существуют разные мнения и столкновение интересов, найти критерий истины непросто, но главный среди них – соответствие ахимсе, закону невреждения живым существам. Идеал ахимсы-сатьяграхи получил реализацию в этическом обосновании политического движения ненасильственного сопротивления, апробированного вначале в Южной Африке, а затем в Индии. Ганди приравнивал истину к Богу, придерживаясь того мнения, что нравственность и духовность суть одно и то же. Истина, тождественная справедливости, – не просто нравственная добродетель, но космическая реальность, божественная сила, сам Бог. «Реформаторскую» трактовку у Ганди получили такие традиционные концепции индийской философии, как брахмачарья (традиц. – целомудрие, у Ганди – полное посвящение себя общему делу), яджня (традиц. – жертвоприношение, у Ганди – действие, направленное на благо других и потому «незаинтересованное»), тапасья (традиц. – аккумуляция аскетической энергии, у Ганди – самоотречение ради общественных интересов), отчасти и сварадж (традиц. – самоконтроль, у Ганди трансформируется в его основную политическую доктрину самоуправления). Религиозное мышление Ганди в строгом смысле внеконфессионально: если истина есть Бог, то и Бог есть истина, которая содержится во всех религиях в соответствии с их нравственным содержанием.



 
PR-CY.ru