«ГАНДЖУР» и «ДАНДЖУР»

«ГАНДЖУР» и «ДАНДЖУР» – две части тибетского буддийского «Канона» – собрания буддийских текстов, переведённых с санскрита, пракритов, китайского, других языков и восходящих к Будде Шакьямуни, его ученикам и комментаторской традиции. «Ганджур» и «Данджур» называют также тибетской «Трипитакой» – собранием «трёх корзин», аналогичным санскритской «Трипитаке» (тексты «Винаи», «Сутры» и «Абхидхармы»). Исследователям известны его рукописные варианты и ксилографические издания, выполненные в Дерге (Деге, Генгчен), Лхасе, Нартханге (Нартане), Цоне, Пекине, других городах и монастырях. Эти издания различаются количеством томов (92, 100, 108), текстами и цветом издания (золотой, красный, чёрный). Парадная книга «Канона» в Центральном Тибете переписана золотыми и серебряными буквами в XV в., в Ладакхе – в конце XVI – начале XVII вв. Первыми систематизированными списками буддийской литературы Тибета принято считать «Гарчаг Пантанма» и «Донтан Дангар», составленные во времена царя Садналэга (IX в.). Продолжили систематизацию и переводы индийский проповедник Дипанкара Шри Джняна (Атиша, 982–1054 гг.) и переводчик Ринчен Занпо (958–1055 гг.). Кодификатором «Ганджура» и «Данджура» в его современном виде является Будон (1290–1364 гг.) – учёный-систематизатор из монастыря Джалу, который опирался на собрание буддийских текстов из скриптория монастыря Нартханг. Он разделил буддийские тексты на «Ганджур» («сказанное Буддой Шакьямуни») и «Данджур» («пояснение сказанного Буддой»); систематизировал раздел «Тантры» (разделил тексты на четыре вида: крия-, чарья-, йога-, аннутарайогатантра); включил в «Канон» только те тексты, санскритские оригиналы которых сохранились; выделил отдел «Старые Тантры» с переводами, сделанными в первый период распространения буддизма в Тибете. «Ганджур» составляют следующие разделы: «Дулва» (санскр. «Виная»), «Шэрчин» (санскр. «Праджняпарамита»), «Палчэн» (санскр. «Аватамсака»), «Концэк» (санскр. «Ратнакута»), «До» (санскр. «Сутра»), «Мйанган» (санскр. «Махапаринирвана-сутра») и «Гйуд» (санскр. «Тантра»). В «Данджуре» два раздела: «Гйуд» – комментарии к тантрам и «До» – комментарии к сутрам, включая вводный том, содержащий гимны буддам. В его состав входят и оригинальные произведения тибетских авторов, а также небуддийские произведения, в том числе поэма «Облако-вестник» Калидасы. Но на протяжении веков в разных изданиях состав «Канона» уточнялся и редактировался, вводились новые переводы. Первое Пекинское издание «Канона», напечатанное в красном цвете (киноварь), появилось в 1410 г., оно считается первым ксилографическим изданием. В 1605 г. в Пекине (на основе предыдущего) вышло новое издание в 105 томах чёрного цвета. По инициативе императора Канси (1662–1722 гг.) предпринимается издание «Ганджура» (1682 или 1684 г.) в 108 томах. Последнее издание «Канона» в Пекине было предпринято во времена императора Цяньлуна (1736–1796 гг.): «Ганджура» в 1737 г. и «Данджура» между 1742–1796 гг.

 



 
PR-CY.ru