ГАНЕША

ГАНЕША – один из важнейших и наиболее популярных богов индуизма (особенно его тантрических форм), почитаемый также в джайнизме и некоторых направлениях буддизма. Ганеша имеет много эпитетов, характеризующих его внешность, статус и функции: Экаданта («С одним бивнем»), Ламбодара («С большим животом»), Вакратунда («С изогнутым хоботом»), Ганапати («Предводитель ганов» – группы полубогов, составляющих свиту Шивы), Винаяка («Устранитель препятствий»), Вигхнешвар («Владыка препятствий»), Сиддхидата («Дарующий успех») и др. Ганеша – амбивалентное божество, поскольку он является одновременно устранителем и создателем препятствий; он способен содействовать как успеху, так и поражению. Ганеша почитается как воплощение мудрости, покровитель торговли, учёности, искусств, словесности и письма: согласно легенде, Ганеша записал текст «Махабхараты» под диктовку её мифологического создателя (Вьясы) концом своего отломанного бивня. Ганеша и по форме, и по значению ассоциируется со священным слогом «ом». Ганешу чествуют первым из богов в начале всякого дела – перед принесением жертв, перед проведением театрального представления, перед началом любой работы. Он почитается, в основном, как божество, откликающееся на просьбы и воздающее людям за приносимые обеты. Считается, что Ганеша помогает адептам разобраться в себе, исполняет желания, дарует рождение сыновей. Множество священных текстов, художественных произведений и разнообразной индуистской литературы начинается с восхваления Ганеши. Он часто встречается в изобразительном искусстве (в скульптуре и живописи) в антропозооморфном виде; иногда его изображают также в схематических, почти геометрических формах. В качестве нерукотворных образов Ганеши почитаются необработанные камни с угадывающимися контурами фигуры и изгибом хобота. Существует чёткое различие изображений Ганеши в зависимости от того, в какую сторону повёрнут его хобот: если вправо, то такое изображение называется «ниргун ниракар» (не имеющее свойств, бесформенное), почитается особо священным, содержится в храме, и к нему не обращаются с просьбами в отличие от тех образов Ганеши, у которых хобот повёрнут влево. Его иконографическое описание содержится в «Брихат-самхите» Варахамихиры (начало VI в.). Ганеша обычно изображается с телом человека, большим животом и головой слона, одним отломанным бивнем, четырьмя руками. Он держит петлю, топорик, стрекало или трость, чашу со сластями или с драгоценностями, отломанный бивень или книгу. По телу Ганеши, которое часто выкрашено в красный или оранжевый цвет (реже в чёрный), вьются змеи. Его ездовое животное (вахана) – крыса или мышь. Мурти (образ) Ганеши помещают над дверями, при входе в дом, в домашних алтарях, в придорожных святилищах, в храмах, отдельно и в группах с другими богами. Особенно популярны парные изображения Ганеши с Лакшми, богиней удачи и счастья (символ процветающего дома), и с Сарасвати, богиней знания и искусств (символ обучения, благословения на передачу знания). В храмах Ганеша часто изображается со свитой – скульптурной группой наваграха (образы девяти планет индийской астрологии) и саптаматрика (семь матерей – женские мифологические персонажи). С изображениями Ганеши по всей Индии связываются чудеса, в частности, выделение пота (в храме Ахмаднагара) и поглощение жертвенной пищи. С ним связан ряд мифологических сюжетов, которые описываются в литературе пуран (в разделе «Ганапати-кханда» «Брахмавайварта-пураны», а также в «Вараха-пуране», «Гаруда-пуране», «Шива-пуране», «Линга-пуране», «Сканда-пуране», «Агни-пуране», «Брахма-пуране» и др.).

 



 
PR-CY.ru