ГУРУ - Страница 2

В эзотерических сектах тантризма (натхи, сиддхи) гуру почитается как носитель тайного знания, фигура, исполненная мистической силы. Связь гуру с божественным знанием послужила причиной того, что этим термином стали называть основных богов индуистского пантеона. В традиции сагуна-бхакти (почитание бога в виде конкретного образа) гуру становятся Брахма, Вишну, Шива, Ганеша и другие боги. В ниргуна-бхакти (почитание бога, лишённого атрибутов), например, у Кабира (1440–1518 гг.), сат-гуру – одно из имён высшего божественного начала. Но обожествлению подвергается и сама фигура гуру-наставника, его чтут наравне с богами, ему поклоняются, делают приношения (гуру-пуджа). Ранний буддизм, отрицавший авторитет «Вед» и брахманов, не принимал и традицию брахманского наставничества, поэтому в буддийских текстах на языке пали термин «гуру» (чаще в разновидности «гару») имеет периферийное значение. Однако в поздней ветви буддизма (ваджраяне), фигуре гуру придаётся большое значение. Он рассматривается как основополагающий фактор движения адепта по пути к нирване, как средоточие просветления, воплощение качеств Будды. Его всячески восхваляют и поклоняются ему, как самому Будде. Центральную роль играет понятие «гуру» в сикхизме. В произведениях Нанака (1469–1539 гг.), основателя этой религии, слово «гуру» применяется для обозначения лишённого атрибутов Бога-творца. Вместе с тем это и имя, и слово Бога, и путь к нему. Кроме того, Бог-гуру, или сат-гуру, понимается как помощник адепта на пути к освобождению, постоянно пребывающий в его душе. Земные наставники рассматривались Нанаком как неистинные, но сам он обрёл титул гуру, который в дальнейшем вместе с присущим Нанаку «божественным светом» передавался его преемникам на посту главы сикхской общины. Идея преемственности и единства всех гуру, ставшая весьма важным элементом учения сикхов, подчёркивалась тем, что каждый гуру считался воплощением Нанака. Однако трактовка понятия «гуру» постепенно менялась. Уже при третьем гуру стала признаваться значимость земного наставника, необходимость поклонения ему и местам, связанным с его жизнью. Параллельно шёл процесс изменения сикхской общины, превращавшейся из духовного братства в социальную структуру, а в дальнейшем в военизированную организацию. В конце XVI – начале XVII вв. за гуру – главой общины – признаётся божественный статус, передающийся и самой общине. Гуру воспринимается как верховный владыка, царь или падишах, неподчинение которому приравнивается к ослушанию Бога. Наконец, гуру обретает ещё и статус великого воина. Имя гуру получает и священная книга сикхов «Ади Грантх» (см. Грантх Гуру Сахиб), которой после смерти десятого гуру Гобинд Сингха были символически переданы функции наставника и руководителя сикхской общины. «Ади Грантх», или «Гуру Грантх», становится объектом культа, главным символом сикхской религии, по существу божеством. В сикхских храмах (гурдварах) постоянно происходят чтение книги, поклонение ей, исполнение гимнов и получение даршана (лицезрение священного объекта).



 
PR-CY.ru