ГАУДАПАДА - Страница 2

В разделе II адвайтист доказывает абстрактному философу здравого смысла онтологическую, состоящую из одного уровня сущность объектов сновидений и бодрствования. Общей и весьма «скудной» реальности объектов восприятия и во сне, и наяву противопоставляется иная реальность самого субъекта восприятия – Атмана. В разделе IV устанавливается двухуровневая стратификация. Хотя объекты сновидений и бодрствования имеют общие «родовые» признаки (прежде всего, флюидность – наличие начала, конца и середины), онтологически они всё же «неравноправны»: объекты сновидений строятся по образу объектов бодрствования, а не наоборот и именно первые исчезают при пробуждении, тогда как вторые не устраняются во сне. Из этих двух двухуровневых стратификаций можно получить одну трёхуровневую. Её «подножие» составит наименьшая реальность объектов сновидений и их восприятия, середину – бо́льшая реальность объектов бодрствования и их восприятия, вершину – наибольшая реальность Атмана как субъекта, конституирующего оба опыта восприятия объектов и познающего их. Трёхуровневая стратификация реальности имеет много общего с идеями виджнянавады. Различаются они тем, что первый адвайтист не отказывается в отличие от своих учителей от представления о наличии экстраментальных объектов и соответственно от различения субъекта и объектов опыта. 2. Гаудапада, санкхьяик, составил нормативный комментарий к карикам Ишваракришны «Санкхьякарика-бхашья». Против его отождествления с Гаудападой-ведантистом свидетельствует то, что ни мировоззрение, ни философская креативность первого никак не обнаруживаются в сочинении второго. Гаудапада-санкхьяик не ставил перед собой задачу развивать положения Ишваракришны в новые для санкхьи теоретические систематизации. Его толкование написано простым языком, и именно по нему изучали санкхью индолог Бируни (XI в.) и первые европейские индологи (в 1837 г. текст был переведён Гарасом Гайманом Вильсоном).



 
PR-CY.ru