ГРИГОРИЙ БУНИС АЛИАТ

ГРИГОРИЙ БУНИС АЛИАТ (середина XV в.) – иеромонах, византийский мелург. Исследователи полагают, что мирское имя Григория Буниса Алиата – Георгий (по рукописи 1434 г.). В некоторых рукописях есть указания на его происхождение из Силимврии (побережье Мраморного моря). Сохранились автографы Григория Буниса Алиата 1433–1447 гг., которые, судя по ремаркам, исследователи относят ко времени его пребывания на Афоне (указаны афонские монастыри Эсфигмен, Ватопед и Великая Лавра, 1437 г.). Согласно Хрисанфу из Мадита, Григорий Бунис Алиат был последним протопсалтом собора Святой Софии до падения Константинополя. Кроме того, во многих рукописях он упоминается как «монах из Константинополя». Из его автографов исследователи считают наиболее важными калофонический Кондакарь 1437 г. и некалофонический Стихирарь 1445 г. Деятельность Григория Буниса Алиата исследователи относят к периоду развития калофонического стиля. Из песнопений суточного круга ему приписываются стихи «Блажени непорочнии», как полагают исследователи, первого плагального гласа (Пс. 118:26, XV в.), стихи антифонов на Преображение (1453 г.) и стихи полиелея (Пс. 134:6, конец XVI в.). Именем Григория Буниса Алиата надписаны также ирмосы четвёртой песни канона на Рождество Богородицы «Пою Тя, слухом бо Господи» второго гласа (второй половины XVII в.; Российская национальная библиотека, последней четверти XVII в., начала XVIII в., начала XVIII в., 1649 г., первой половины XVIII в.) и ирмосы канона Пасхи первого гласа – песни 3 (на первый глас), 4 (два варианта, второй – первого гласа), 5 и 7 (конца 1670 г.). В прокимне вечерни «Господь воцарися, в лепоту облечеся» второго плагального гласа использован приём эпифонимы (фраза калофонического мелоса в виде анаграмматизма, повторяющаяся несколько раз). В певческих сборниках часто встречаются матимы Григория Буниса Алиата: калофонические стихиры и анаграмматизмы на праздники всего года (первая половина XVI в., 1685 г., конец XVII – начало XVIII вв.). Так, ему принадлежат: стихира великомученику Георгию «Разумнаго адаманта» четвёртого гласа (начало XVI в., первая половина XVII в., около 1700 г.), стихира св. Критским мученикам (23 декабря) «Крит празднует днесь» второго гласа (XVI в.), стихира св. Марии Магдалине «Первее видевше» второго плагального гласа, стихиры Преображению «Петра, Иакова и Иоанна» второго плагального гласа (1562 г., середина XV в.), Успению «Взыде Бог в воскликновении» второго плагального гласа (середина XVIII в.), анаграмматизм Вознесению «Но посли якоже обещал еси нам» (из стихиры «Господи, апостоли») второго плагального гласа (первая половина XVII в.), осмогласник (Российская национальная библиотека, последняя треть XVIII в.).

 



 
PR-CY.ru