ГРАФФИТИ - Страница 6

Обычно нанесение граффити на стену храма во время богослужения имело молитвенную функцию, поэтому наиболее распространёнными являются краткие молитвенные надписи с формулой «Господи, помози рабу Своему имярек»: «Г(оспод)и помози рабоу Своемоу Петрови» (XII в., киевский Софийский собор); «Г(оспод)и помози рабоу Своемоу Нѣжятѣ Иваничоу» (XI в., новгородский Софийский собор); «Г(оспод)и помози рабоу Своему Матфѣю» (XIII в., церковь Спаса на Нередице). Новгородский архиепископ Мартирий в 1190 гг. оставил автограф в новгородском Софийском соборе: «Г(оспод)и помози Мартирию архиепископоу». Авторы граффити молились за своих архиереев, о чём свидетельствует, в частности, надпись XI в. в новгородском Софийском соборе: «П(о)мози Г(оспо)д(и) ар(ъх)иепискупу отъцу нашьму. Аминъ» (исследователи предполагают, что это – молитва о Новгородском архиепископе Нифонте). Встречаются эмоционально окрашенные молитвенные граффити, например, надписи в киевском Софийском соборе: «Ох мне, не осуди меня, святой Онуфрий, направь меня на путь истинный, спаси душу грешную», XII в.; «Ох мне, грешнику, недостойному рабу Твоему, помилуй, Господи, и отведи меня от муки вечной, избавь… и от напасти. Аминь», XI в. (перевод). К Киевскому митрополиту относится одна из самых выразительных покаянных надписей XII в.: «О Господи, неужели бесы страшнее этого зла и печали – разгневать владыку!» (киевский Софийский собор, перевод). Часты граффити с формулой «имярек писал»: «Оръкадъ псалъ» – автограф Новгородского епископа Аркадия (1158–1163 гг.) в новгородском Софийском соборе; «Стефанъ п(ь)салъ» (XI в., там же); «Иване п(ь)салъ лѣвою р(оукою)» (XII–XIII вв., Георгиевский собор Юрьева монастыря) и др. Обе формулы («Господи, помози...» и «имярек писал») часто бывают представлены вместе. Например, воевода князя Всеволода Ярославича Ставр Городятинич оставил в конце XI или в начале XII в. на стене киевского Софийского собора две граффити: «Г(оспод)и помози рабу Своему Ставърови недостоиному рабу Твоему» и «пс(а)лъ Ставъръ Городятиничь». Большинство молитвенных граффити – автографы, так же как и надписи типа «имярек писал». Их авторы часто называют себя привычными в быту нехристианскими именами – Витомир, Воинег, Дадята, Нежата, Перенег, Радко, Сводька, Своята, Святонег, Сновид, Фарьман, Хотко, Чудил и др., – пишут о себе, что они «грешные», «недостойные», «лютые» («Саватий писал грешный паче всех человек», «А се Созон писал лютый», «Фока писал грешный, тать погребный»), «богатые грехами, убогие добрыми делами». Новгородец XIII в. Сновид Степанич, варьируя эту формулу, написал на стене Георгиевского собора, что он «богат грехами», но «убог кунами», т.е. деньгами. В большинстве случаев киевляне, как и новгородцы, писали о себе в третьем лице и использовали в формуле «имярек писал» перфект на «-л». В южнославянских граффити этого типа нормой является употребление местоимения «азъ» и глагола в форме аориста первого лица: «Азъ Иво грамматикъ писа сия слова»; «Азъ Радъ писахъ» и т.п. Среди киевских надписей встречается несколько граффити, в которых употреблены местоимение и согласованная с ним форма аориста первого лица, что вызвано, по мнению исследователей, покаянным содержанием надписей.

 



 
PR-CY.ru