ГРАФФИТИ - Страница 5

Ряд надписей XI–XII вв. имеет дату: надпись на Тмутараканском камне 1068 г., граффити 1052 и 1054 гг. в киевском Софийском соборе, надпись 1161 г. на напрестольном кресте Евфросинии Полоцкой, надписи 1171 г. на Борисовом камне, надпись 1379 г. в новгородской церкви Спаса на Нередице и др. Время нанесения недатированных надписей определяется исследователями на основании комплексного (палеографического, лингвистического, археологического) анализа. Рубежом X и XI вв. датируются кириллические надписи на монетах – златниках и сребрениках князей равноапостольного Владимира и Ярослава: «Владимир на столе а се его сребро», «Ярославле сребро». К древнейшим памятникам русской христианской эпиграфики исследователи относят найденную в 2000 г. деревянную книгу первой четверти XI в. (Новгородская Псалтирь), состоящую из трёх дощечек – цер. На восковых табличках, заполнявших деревянные страницы, воспроизведены тексты псалмов на церковнославянском языке, отражающем ранний этап его русского извода. Хотя воск и не является твёрдым материалом, однако орудием письма по нему служили те же металлические или костяные писала, которыми наносились тексты на штукатурку или на бересту древних стен. Поэтому приёмы письма по воску, бересте и стене имеют много общих черт, отличающих их от письма по пергамену или бумаге. К XI в. относится граффити на деревянном цилиндре из Новгорода, служившем пломбой для мешка при распределении княжеских доходов: «Мецъницъ мѣхъ въ тихъм…гѣ полъ цътвъръ». Это – один из самых ранних текстов, отразивших одноеровую (с «ъ») графику и древненовгородское диалектное явление – «цоканье». С развитием в XI в. на Руси церковного каменного зодчества появляются граффити на стенах храмов. Многочисленные граффити XI–XV вв. (надписи и рисунки) сохранились на древних участках церковных стен в Киеве, Новгороде, Старой Ладоге, Полоцке, Галиче Волынском, Пскове, Владимире, Старой Рязани. В Киеве граффити обнаружены в соборе Святой Софии (более 300), в Михайловской церкви киевского Выдубицкого Всеволожа во имя архангела Михаила мужского монастыря (около 20), на стенах Зверинецких пещер и Ближних пещер Киево-Печерской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры, в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, в церкви Спаса на Берестове, в Кирилловской церкви. Многочисленны граффити в новгородских храмах – в соборе Святой Софии (более 250), в Георгиевском соборе Юрьева новгородского монастыря (более 20) и в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в церкви Спаса на Нередице (около 100), в церкви Феодора Стратилата на Ручью (около 100), в церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах), в церкви святителя Николая на Липне (более 10), в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле (более 10). Граффити встречаются на стенах храмов и в других древнерусских городах: в Спасо-Преображенской церкви Евфросиниева полоцкого женского монастыря (около 15), в церкви Рождества Пресвятой Богородицы псковского Снетогорского монастыря, в других древнерусских храмах. Топография граффити показывает, что практически любая поверхность стен, столбов и лестничных башен могла служить «писчим материалом» для грамотных людей из самых разных социальных слоёв.

 



 
PR-CY.ru