ГРАФФИТИ - Страница 4

Основной корпус кириллических надписей в зависимости от их содержания и структуры классифицируется С. Смядовским следующим образом: надгробные и поминальные надписи, ктиторские и строительные надписи, летописные надписи, надписи, имеющие характер приписок, владельческие надписи, varia (надписи, состоящие только из даты, случайные подписи, не идентифицированные надписи). Поминальные и памятные граффити на церковных стенах могут включать инципиты молитв, цитаты из Псалтири, литургические фрагменты, подписи-автографы («имярек писал»). Граффити исторического, или летописного, характера сообщают о военных событиях, о постройках или росписи храмов, о возведении оборонительных сооружений. В такого рода надписях, отражающих исторические события, с именами царей Иоанна Шишмана, Иоанна Александра, Иоанна Срацимира, как и в подобных надписях более раннего времени, ощутима связь славянской балканской эпиграфики с византийской (восходящей к античности) и праболгарской традициями. Надписи XIV–XV вв. свидетельствуют о непрерывности славянской письменной культуры в эпоху османского владычества. Эпиграфика Древней Руси представлена разнородными текстами на разнообразном материале – надписями на поминальных или памятных крестах и крестах-тельниках, на произведениях мелкой пластики, на предметах прикладного искусства, на иконах, на фресках. Значительное место среди древнерусских надписей занимают многочисленные и варьирующиеся по содержанию граффити на стенах храмов. За исключением кириллических надписей X в. (на корчаге (керамическом сосуде) из Гнёздова под Смоленском) слово «горухша» (в разных вариантах его прочтения производное либо от глагола «горети», либо от имени собственного Горун, Горунша) – и на ручке амфоры из древней Тмутаракани (современная станица Тамань Краснодарского края) – слово «бат»), все известные к настоящему времени русские эпиграфические памятники относятся к христианской эпохе. Древнейшие надписи свидетельствуют о том, что на Руси в торговой и, как полагают исследователи, государственно-административной сферах элементы кириллической письменности использовались до принятия христианства. IX–X вв. датируются найденные на территории Древней Руси предметы с отдельными буквенными знаками. Все эти находки сделаны при раскопках торгово-ремесленных и военно-административных центров, возникавших в VIII–IX вв. в ключевых точках великих водных путей Средневековья, пересекавших Восточную Европу, – на пути с Балтики на Восток, «из варяг в греки» (Старая Ладога, Рюриково городище, Гнёздово, Большое Тимерево). В княжеско-жреческой и торгово-военной среде этих центров с их полиэтническим (славянским и неславянским) населением использовались знаки различных алфавитов (скандинавского рунического, греческого, славянского кириллического, на юге – куфического) первоначально, по мнению исследователей, как магические знаки и знаки собственности. После Крещения ситуация на Руси качественно меняется – начинает активно распространяться кириллическая письменность и церковнославянская книжная культура: возникают церковные и монастырские скриптории с профессиональными книжниками и писцами, грамотность проникает и в другие социальные слои, о чём свидетельствуют владельческие надписи и подписи мастеров – литейщиков, ювелиров, древоделов, бочаров, косторезов и камнерезов, живописцев, иконников и др.

 



 
PR-CY.ru