ГРАФФИТИ - Страница 12

Ряд надписей выполнен орнаментированными почерками, часто сопровождается рисунками крестов, человеческих фигур (монахи, воины, всадники), животных (лошади, зайцы), элементами орнамента. По мнению исследователей, их авторы – профессиональные писцы и миниатюристы. Некоторые граффити оставлены людьми грамотными, но не слишком искушёнными в книжном письме («Далята писал слова», XII в., новгородский Софийский собор; «Лазорь писал грамоту», начало XIV в., церковь Спаса на Нередице). Язык древнерусских граффити традиционен, в ряде случаев, преимущественно в новгородских храмах, в надписях нашли отражение диалектные черты, «бытовые» графические системы. Однако явления древнерусской речи значительно в меньшей степени отразились в граффити на церковных стенах, чем в берестяных грамотах, что вполне объяснимо: этому препятствовала специфика жанра надписи на церковной стене, функционально и тематически связанного с богослужением, молитвой и покаянием (трактовка автором языковых явлений как диалектных и соответственно многие прочтения не выдерживают критики с лингвистической точки зрения). В России интерес к древним русским надписям возник в конце XVIII в. Начало их научному изучению было положено находкой в Тамани так называемого Тмутараканского камня с надписью 1068 г. о том, что князь Глеб измерял по льду ширину Керченского пролива, а также находкой в окрестностях Чернигова (Украина) гривны князя Владимира Мономаха с надписью на ней. С середины XIX в. началось систематическое собирание и изучение древнерусских надписей на различных предметах – на керамических изделиях, на крестах-мощевиках, на окладах книг и икон, на церковной утвари и т.п. Как научная дисциплина эпиграфика («вещевая палеография») развивалась в недрах палеографии, занимающейся изучением истории письма по рукописям. Постепенно сведения о надписях начали включаться в курсы славяно-русской палеографии (Илья Александрович Шляпкин, Вячеслав Николаевич Щепкин, Евфимий Фёдорович Карский). Возможности памятников эпиграфики как источников для изучения истории русского языка впервые были определены академиком Измаилом Ивановичем Срезневским. Подавляющее большинство древнерусских памятников зодчества пострадало от поздних перестроек, разрушений в 1920–1930 гг. и особенно жестоко в период Великой Отечественной войны. Во второй половине XX в. в связи с расширением археологических и архитектурно-реставрационных исследований древнерусских городов и памятников архитектуры фонд эпиграфических источников, в том числе граффити, значительно увеличился и пополняется постоянно. Новым импульсом к историко-филологическому изучению граффити послужили достижения в области исследования языка и палеографии берестяных грамот. Прочтения многих из опубликованных надписей постоянно подвергаются пересмотру, уточнению и получают новую интерпретацию. В настоящее время актуальным остаётся издание полного корпуса всех известных древнерусских граффити.



 
PR-CY.ru