ГРАФФИТИ - Страница 2

Особый интерес для исследователей представляют граффити на оловянных амулетах X–XI вв. с апокрифическими заклинательными молитвами против нежита и трясовиц, которые свидетельствуют о сложном взаимодействии языческой и христианской традиций в народной культуре. Использование в древнейших датированных надписях 921 и 931 гг. кириллического алфавита, содержание надписей – религиозное и бытовое, территориальная приуроченность обеих надписей – Преслав и тяготеющие к нему скальные монастыри – всё это, по мнению исследователей, свидетельствует о быстром распространении славянской кириллической письменности после Преславского собора 893 г. Находки болгарских археологов в XX в. не только кириллических, но и глаголических надписей на территории Западной и Восточной Болгарии показали, что глаголица продолжала использоваться в монастырских скрипториях и после Преславского собора, оставаясь письмом литургическим, и лишь постепенно уступала место кириллице в этой сфере. Кириллическое письмо на территории Первого Болгарского царства в отличие от глаголического становилось всё более многофункциональным, что исследователи объясняют, конечно, его происхождением и теснейшей связью с греческим письмом. Древнеславянские эпиграфические памятники имеют важное значение для изучения фундаментальных проблем палеославистики – происхождения славянской письменности и славянских азбук, хронологии рукописных памятников, истории славянских языков. Начиная с чешского исследователя Павла Йозефа Шафарика, надписи из Болгарии, Сербии, Македонии включаются в корпус источников по истории, истории языка, письменной традиции славян на Балканах. Язык надписей может отражать особенности развития южнославянских диалектов, различные графико-орфографические системы (одноеровые, одноюсовые и др.), не всегда проявлявшиеся с той же полнотой в книжном письме. При отсутствии славянских рукописей раньше конца X – начала XI вв. показания надписей более раннего времени (начала – первой трети X в.) могут иметь определяющее значение. Так, содержание глаголических граффити (исключительно богослужебного характера), география их находок, связанная с древнейшими очагами славянской письменности, постепенное вытеснение из эпиграфической практики глаголицы являются дополнительными свидетельствами её старшинства по отношению к кириллическому алфавиту. Первые находки и публикации древнейших славянских надписей относятся ко второй половине XIX в., в начале XX в. славянские надписи стали объектом изучения исследователей в Русском императорском Археологическом институте в Константинополе и связаны с трудами русских византинистов и славистов – архимандрита Антонина (Капустина), Фёдора Ивановича Успенского, Никодима Павловича Кондакова. Заслуга введения славянских средневековых эпиграфических памятников в круг историко-лингвистических источников на Балканах принадлежит болгарским историкам и лингвистам Ивану Гошеву и Ивану Гылыбову. В изданном в 1961 г. И. Гошевым своде древнеболгарских глаголических и кириллических надписей IX–X вв. представлены надписи на керамических плитах, мраморных колоннах, граффити на стенах исследованной в 1927 г. Кристо Ивановичем Миятевым Круглой церкви в Преславе, надписи на надгробиях и на печатях эпохи царей Симеона, Петра и Самуила.

 



 
PR-CY.ru