Словарь по христианству Г ГРАФФИТИ

ГРАФФИТИ

ГРАФФИТИ – надписи, знаки или рисунки, сделанные острым предметом на твёрдом материале (камень, металл, глина, дерево, стены построек), входят в число объектов эпиграфики – комплексной историко-филологической дисциплины, изучающей надписи не на пергамене и не на бумаге. Граффити относятся к частным, или неофициальным, надписям. Наиболее разнообразными по содержанию среди славянских граффити являются надписи на стенах храмов, среди которых выделяют молитвенные тексты, богослужебные и библейские цитаты, записи о конкретных событиях или житейских ситуациях. Граффити бывают нанесены и на другие предметы – на изделия из керамики и дерева (владельческие граффити или подписи мастера), на камни и др. Обладая двумя важными свойствами (точной географической локализацией и аутентичностью), граффити являются важным источником по истории языка (книжного и разговорного) и местных книжных традиций (молитвенные, богослужебные, библейские граффити, граффити с литературными аллюзиями), по истории местных церковных и светских институтов (летописные, поминальные, бытовые граффити), по истории народных представлений (фольклорные граффити). Древнейшие славянские граффити выполнены как глаголическим, так и кириллическим алфавитом на фрагментах керамики, на стенах сохранившихся построек и скальных монастырей и датируются рубежом IX и X вв. и первой третью X в. Территориально они связаны с Первым Болгарским царством – от Охрида до Добруджи, хронологически – с эпохой царя Бориса и его сына царя Симеона, с распространением (известным по греческим и латинским источникам) славянской христианской письменности в древних болгарских столицах Плиске, Преславе и Охриде. Эти памятники – свидетельства усвоения балканскими славянами кирилло-мефодиевской традиции. Датировка древнейших надписей в большинстве своём определяется исследователями показаниями археологической среды поселений и комплексов, в составе которых они были найдены, но часть их содержит прямую дату (шесть надписей X–XI вв.), в том числе граффити (здравица) 931 г. на боковине сосуда для вина из раскопок в районе Преслава. На сегодняшний день граффити 931 г. и надпись 921 г., выбитая на стене скального монастыря недалеко от города Тырговиште, о смерти «раба Божия Антония» – это древнейшие датированные граффити, сделанные на славянском языке славянским алфавитом (кириллицей). Значителен объём недатированных кириллических надписей X и XI вв. К ним относятся граффити Павла Хартофилакса из Преслава на стене так называемой Круглой церкви X в., надгробная славяно-греческая надпись Анны, надпись из села Теке-Козлуджа (ныне Избул, близ Шумена), двуязычная надпись из некрополя Большой базилики в Плиске, надпись «чергубиля» Мостича, надгробная надпись Тудоры («(гр)об см (Т)оудоры (ра)бы Божи(а)»), надгробная надпись из села Цар-Асен, граффити на каменных блоках из села Мурфатлар (Румыния), надпись из села Крепча («съде почиваетъ отъцъ с(вя)тъ Анътоунии»), темничская надпись (с именами сорока мучеников), противобогомильское граффити Анании («иже… проч(ътет)ъ (еже нап)исах да проклънетъ еретика аще бо и не про(клънетъ) то д(а бу)детъ самъ прокля(тъ аще ж)е проклънетъ (ер)етика то (с)его Б(ог)ъ Г(оспод)ъ помилоуетъ † се же писа анани мо(нахъ)»), надписи на фрагментах керамических плит из Преслава, кириллические надписи на печатях Первого Болгарского царства.

 



 
PR-CY.ru