ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 4

Исследователям известны пожалования Витовта костёлам в Городно и Новогородке, получившим от него сёла и земли. В начале XV в. Витовт запретил на литовских землях строительство православных церквей. В то же время в обмен на денежную помощь поддерживал католические (литовские и немецкие), еврейские и армянские общины в Понеманье. Около 1317 – 1330 и в 1354–1361 гг. гродненские земли, будучи частью Туровской епархии, входили в состав Литовской митрополии. Как полагают исследователи, с начала XV в. (исследователи не сомневаются, что со времени занимавшего Киевскую митрополичью кафедру в 1408–1431 гг. Фотия) гродненские земли находились под непосредственным управлением Киевских митрополитов, как об этом свидетельствует ставленая грамота митрополита Ионы протодиакону Михаилу на наместничество в Киеве от 9 февраля 1451 г. Власть митрополичьего наместника распространялась помимо Киева на Вильно, Городно, Новогородок и «по всем градом, и местом, и селом, где ни есть мои митропольскии церкви». При этом митрополит Иона писал, что такие границы наместничества установились «при моём брате, при Фотее митрополите». Киевским митрополитам подчинялся гродненский Борисоглебский Коложский монастырь, имевший право выборного самоуправления. В 1414 г. Витовт отказался принять в Городно митрополита Фотия, совершавшего объезд западнорусских епархий, на святителя и его свиту по приказу литовского правителя было совершено нападение. Витовт запретил митрополиту посещать Великое княжество Литовское, конфисковал принадлежавшие ему земли. Литовский правитель принудил западнорусских епископов собраться в Новогородке и избрать 15 ноября 1415 г. Киевским митрополитом Григория Цамблака. В 1420 г., после смерти митрополита Григория, Витовт примирился с Фотием, западная и восточная части Киевской митрополии объединились. XV – конец XVI вв. были периодом активного участия русско-литовских православных магнатов и горожан в жизни гродненских православных храмов и монастырей. Материальное благосостояние многих православных храмов и монастырей поддерживали данные им властями привилегии в торговле солью и воском, а также земельные пожалования (в частности, в 1529 г. король Сигизмунд I выделил часть доходов с королевских имений для содержания богадельни при Борисоглебской (Коложской) церкви, одновременно Пречистенская, Воскресенская, Троицкая и Крестовоздвиженская церкви Гродно получили земельные пожалования в Ольшанском урочище). В начале XVI в. в Гродно существовали православные церкви: монастырская Борисоглебская (XII в.), Воскресенская каменная (ХIII – начало XIV вв.), входившая в замковый комплекс (после пожара в 1613 г. отстроена на территории города), Пречистенская соборная (XII в.), при которой с 1565 г. существовали госпиталь и богадельня, а также Николаевский костёл. В 1558–1560 гг. королевские ревизоры Себастиан Дыбовский и Лаврин Война при инвентарном описании Гродненской экономии назвали в Гродно пять церквей, два костёла и синагогу. Кроме Пречистенской соборной и Борисоглебской монастырской церквей существовали Крестовоздвиженская на Подоле, отданная в 1674 г. кармелитам, Троицкая (на Немецком рынке, известна с 1511 г.), Николаевская (на южной окраине). Упоминаются также Симеоновская (позже на её месте построен иезуитский костёл) и Малая Коложская.

 



 
PR-CY.ru