ГРИГОРИЙ БОРИСОВ - Страница 3

По мнению Сергея Сергеевича Подъяпольского, Григорий Борисов «принял» строительство после 1545 г. и возводил верх трапезной и верхние ярусы храма, таким образом, ему принадлежит оригинальное решение постройки, объединившей столпообразный храм-колокольню и трапезную палату (ныне утрачена). Трёхъярусный столп в два нижних этажах имеет необычную форму неправильного восьмигранника, лишь выше переходя в традиционный восьмерик с барабаном и главой в завершении. Нижний ярус является подклетом, в среднем, с узкими арочными окнами на гранях, находилась церковь, третий – ярус звона. Ярусы сужаются кверху на величину завершающего каждый из них цоколя. Углы столпа украшают лопатки, также сужающиеся по ярусам. Ярус звона и завершение храма были разобраны и переложены в XVII в., затем в XIX в. Реконструкцию первоначального облика храма выполнил С.С. Подъяпольский на основе аналогий с трапезными храмами Кириллова Белозерского, Ферапонтова и Димитриева Прилуцкого в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня монастырей, отнесённых к постройкам Григория Борисова. Все эти церкви имели звонницы в верхней части; поверх яруса звона у них поднимались ряды кокошников; стены были обработаны карнизами и лопатками. Исследователи полагают, что Успенский храм имел первоначальное завершение в виде кокошников, сходившихся над восьмигранником звонницы к венчавшему барабану. Два храма, построенные в 1531–1534 гг. в Кирилловом Белозерском монастыре, – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом Кирилла Белозерского и в честь Собора архангела Гавриила с приделом св. равноапостольных Константина и Елены – кубические четырёхстолпные, первоначально увенчанные двумя главами (в центре и малой над приделом), с делением фасадов карнизами на два яруса и лопатками на три прясла, со сходными деталями декора (перспективные порталы, аркатурные пояса барабанов глав, балясины, нишки и проч.; реконструкция С.С. Подъяпольского). Церковь во имя Иоанна Предтечи имела завершение в виде пирамиды кокошников, почти идентичное венчающей части Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Верхний ярус церкви в честь Собора архангела Гавриила первоначально не был перекрыт кровлей и имел по три арки на каждом фасаде, в которых висели колокола. Фасады завершали два ряда кокошников; в середине яруса возвышался массивный цилиндрический барабан с главой, над юго-восточным углом – главка над приделом св. равноапостольных Константина и Елены. Ярус звона в XVII в. был перестроен, проёмы заложены и превращены в окна; в конце XVIII – начале XIX вв. храм получил новое завершение. По мнению С.С. Подъяпольского, артель мастеров под руководством Григория Борисова возводила в 1530–1534 гг. церковь в честь Благовещения с трапезной палатой в Ферапонтовом монастыре.

 



 
PR-CY.ru