ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ - Страница 2

Установление почитания Георгия Ярославича в Муроме относится ко времени не раньше XVII в. – после местной канонизации святителя Василия (1609 г.). Свидетельствами почитания Георгия Ярославича являются памятники иконографии. Хотя его имя не включено в список Собора Владимирских святых, установленный при учреждении празднования Собора в 1982 г., Георгий Ярославич изображается на современных иконах Собора Муромских святых. Наиболее ранним сохранившимся памятником с изображением Георгия Ярославича является икона «Святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с 87 клеймами жития» (1714 г.) муромского иконописца Александра Иванова Казанцева (Муромский музей). Князь представлен в 72–74-м клеймах иконы, открывающих последний цикл произведения с историей об «обновлении града Мурома» Георгием Ярославичем и с повестью о Рязанском епископе Василии. Здесь изображено: вокняжение в Муроме Георгия Ярославича («прииде из Киева в Муром град»), его правление («постави себе двор и началствоваша во граде Муроме»), обновление им храма Благовещения Богородицы – молебен перед иконой Божьей Матери («первоначалную церковь... обновил и епискупа оу той церкви оустроил по прежнему именем Василия»). В первой композиции Георгий Ярославич верхом на коне представлен с дружиной у ворот Мурома; во второй он восседает на троне с посохом в деснице, перед ним – подданные в виде трёх мужей разного возраста; в третьем сюжете князь с народом молится за спиной Василия. Во всех клеймах Георгий Ярославич изображён со сплошным золочёным нимбом как средовек с короткими кудрявыми волосами и небольшой бородой, одет в шубу желтоватого цвета с золотом и тёмно-зелёное платье, княжескую шапку с опушкой, в последнем клейме голова не покрыта, а его образ по иконографии почти идентичен внешнему облику Рязанского великого князя Олега Иоанновича (представлен тоже с нимбом в 85–86-м клеймах иконы). Иконография данных клейм близка к миниатюрам лицевой рукописи «Сказание о граде Муроме и о епископьи его, како преиде на Резань», написанной на бумаге последней четверти XVII в. в конце XIX – начале XX вв. Иваном Гавриловичем Блиновым (Санкт-Петербургский филиал Института российской истории РАН). Исследователи предполагают, что миниатюрист копировал клейма более ранней несохранившейся иконы с циклом, иллюстрирующим Повесть о Василии Рязанском. В отличие от иконы 1714 г. в изображении молебна Георгия Ярославича не имеет нимба (в других – с нимбом), в первой миниатюре жест князя иной – он указывает на город. Современная иконография Георгия Ярославича ориентирована на его изображения в клеймах образа 1714 г. Князь представлен на двух иконах «Собор Муромских святых» работы Игоря Вячеславовича Сухова (муромский Троицкий монастырь). На иконе 1998 г. из местного ряда иконостаса (вторая слева от царских врат) он изображён в числе 15 святых самым верхним в левой группе, в княжеской одежде и шапке, с крестом в правой руке, т.к. в местной традиции почитается не только как князь, восстановивший Муром, но и как мученик, неправедно изгнанный из города и умерший «с истомы». На другой иконе 1996 г. (в настоящее время в церкви в честь Муромской иконы Божьей Матери в скиту Троицкого монастыря около деревни Мишино, близ Мурома) Георгий Ярославич представлен среди святых, перед Муромской иконой Пресвятой Богородицы, во втором ряду сверху крайним слева. На современных иконах он изображён с нимбом, имеющим только контур, как и другие местночтимые святые.



 
PR-CY.ru