ГОРОХОВЕЦКИЙ КРАСНОГРИВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ГОРОХОВЕЦКИЙ КРАСНОГРИВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Владимирской и Суздальской епархии) находится в городе Гороховце Владимирской области. Основан как мужской не позднее 1677 г. «на гороховской тяглых людей земле», в левобережной пойме реки Клязьмы, при деревянной церкви в честь иконы Божьей Матери «Знамение» «на гриве». Среди «строителей» Гороховецкого монастыря писцовая книга 1686 г. указывает землевладельца Гороховецкого уезда стольника Петра Авраамовича Лопухина «и гороховлян, посадских людей». Распространённая в краеведческой литературе конца XX в. ошибочная версия об основании Гороховецкого монастыря в 1597/1598 г. базируется на опечатке в публикации сотной грамоты с писцовой книги 1686 г. Строительство первого Знаменского храма с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких началось по благословенной грамоте патриарха Иосифа от 23 октября 1669 г. «по обещанию» и на средства посадского города Гороховца Семёна Никифорова Ершова. Согласно описи монастырского архива 1723 г., около 1719 г. в Гороховецком монастыре возвели каменный Знаменский собор с приделом во имя апостола Иоанна Богослова. Здание храма представляет собой бесстолпный двухсветный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с трёхчастной апсидой, по высоте доходящей до середины основного объёма. Четверик украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. С севера к храму примыкает придел во имя апостола Иоанна Богослова с полукруглой апсидой, увенчанный луковичной главкой на барабане. Окна четверика, апсиды и придела декорированы наличниками в виде колонок с треугольными разорванными фронтонами. Позднее с северо-запада к храму была пристроена обширная трапезная и ризница. В XIX в. в Знаменском храме Гороховецкого монастыря сохранялся древний резной иконостас, устроенный по образцу соборного иконостаса Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни, с резными гроздьями винограда и цветами. Особый интерес представляли живописные царские врата XVII в., деревянные подсвечники, выполненные в форме песочных часов, слюдяные оконницы. Клиросы были украшены силлабическими стихами из «Лествицы» Иоанна Лествичника, каждый стих сопровождался соответствующим изображением.

 



 
PR-CY.ru