ГАЙАНА - Страница 9

Первоначально миссионерская деятельность на территории колоний была разрешена лишь конфессиям, чьи представители прибыли из Нидерландов: первыми развернули проповедь миссионеры Голландской лютеранской церкви, прибывшие в 1683 г. и создавшие церковную организацию в 1743 г. Хотя приверженцам других исповеданий было разрешено селиться в колониях, им запрещалось занимать официальные должности до середины XVIII в. В период монопольного положения в Гайане голландская церковь не предпринимала никаких попыток проповедовать среди чернокожих рабов и индейцев; до британской оккупации в 1796 г. в колонии Демерара не существовало ни одного церковного здания, в Эссекибо было одно, а службы совершались в домах плантаторов. Первая попытка христианской проповеди среди рабов была предпринята моравскими братьями, получившими право на миссионерскую деятельность в 1738 г.; однако, столкнувшись с враждебностью плантаторов, они были вынуждены свернуть свою миссию через два года. В 1766 г. в Гайану прибыли миссионеры-пресвитериане из Шотландии, организовавшие так называемую Пресвитерию Гайаны, которая находилась под шотландской юрисдикцией до получения автономии в 1967 г. В 1802 г. появились методисты, которые помимо проповеди Евангелия занимались освобождением рабов, конгрегационисты начали миссионерскую деятельность в 1807 г., англикане – в 1810 г. В колонии Бербис активная проповедь лютеран и шотландских пресвитериан, несмотря на чинимые им препятствия, привела к тому, что к началу XIX в. большинство местных плантаторов-реформатов перешли в лютеранство или стали пресвитерианами. В 1809 г. начинается деятельность Лондонского миссионерского общества (ЛМО), ведущая роль в котором принадлежала конгрегационистам. В школу (служившую одновременно храмом), открытую ЛМО, допускались и рабы; в 1814 г. пять рабов было посвящено во диаконский сан. После восстания рабов 1823 г. колониальные власти запретили ЛМО преподавать рабам и проповедовать среди них, т.к. в Англии ЛМО участвовало в кампании за отмену рабовладения. С этого времени инициатива в просвещении и христианизации рабов и индейцев была перехвачена англиканской церковью, имевшей к этому времени статус официальной в Британской Гвиане. Особым покровительством властей пользовалось англиканское Общество по распространению христианского знания. К 1841 г. им была открыта 101 начальная школа для детей бывших рабов. В 1851 г. была организована Высшая епископская школа для подготовки англиканских священнослужителей. В связи с притоком португальских рабочих с острова Мадейра в колонии резко возрастает численность католической общины. Первый католический священник, получивший право на служение в Британской Гвиане, прибыл в 1826 г. В 1837 г. католическая община колонии обрела статус апостольского викариата. В 1857 г. католическая миссия в Британской Гвиане перешла в ведение ордена иезуитов. В 1866 г. был открыт католический колледж св. Станислава. Неоднократные попытки христианских церквей колонии обратить в свою веру выходцев из Индии, как правило, заканчивались безуспешно. К 1930 г., когда индопакистанская община насчитывала 124 тыс. человек, число христиан среди них не превышало 7 тыс. (англикане, католики, баптисты).

 



 
PR-CY.ru