ГЕОРГИЙ УГРИН - Страница 5

Важной особенностью иконографии обоих клейм является наличие у Георгия Угрина гривны в виде широкого золотого обруча. Те же композиции присутствуют и на иконе князей Владимира, Бориса и Глеба с 21 сюжетом из Жития, 1545 г., из новгородской церкви Бориса и Глеба в Плотниках (ПИАМ), но имеют более лаконичный характер, сближающий их с клеймами иконы из Коломны (Георгий Угрин стоит позади молящегося Бориса; падает на его простёртое тело, повернув голову к убийцам; в поздней надписи указано имя отрока). Два клейма с изображением Георгия Угрина были включены в состав другой житийной иконы из той же церкви, по мнению исследователей, XVI в. (не сохранилась): молитва в шатре (в том же клейме – поход Бориса на печенегов) и убийство князя-мученика. На житийных иконах XVII–XVIII вв. при сокращении числа сюжетов с участием Георгия Угрина заметна тенденция к более точному иллюстрированию текстов; достаточно широкое распространение получает композиция усекновения главы отрока. На раме второй четверти XVII в. из собрания Степана Павловича Рябушинского (Третьяковская галерея) изображение молящегося Георгия Угрина отсутствует, но убиение Бориса и его отрока показано в пяти сценах, объединённых в два клейма (не считая отдельного изображения умерщвления Бориса в повозке). В четвёртом клейме нападение на князя представлено в двух эпизодах: воины пронзают копьями Бориса, ниже – Георгий Угрин, склонившийся к князю. В клейме пятом – воины и Борис, выбежавший из шатра, отроки, окутывающие тело князя саваном, воин, отрубающий голову Георгию Угрину, и воин, убивающий других отроков князя. Георгий Угрин показан с золотой гривной, но его одежды (длинная рубаха с золотыми поясом и подолом, плащ) отличаются от изображений в более ранних циклах. Изображение отсечения главы Георгия Угрина на иконе Бориса и Глеба с 20 клеймами Жития (первая треть XVII в.) из Троицкого монастыря в Муроме (Муромский историко-художественный музей) фактически заменяет остальные эпизоды убиения Бориса (большая часть клейм посвящена деяниям равноапостольного князя Владимира); особенность композиции – гористый пейзаж и город вместо шатра, Георгий Угрин лежит рядом с Борисом и протягивает руку к воину, который занёс меч. Сюжет отсечения главы Георгия Угрина включён в состав иконы «Святые князья Владимир, Борис и Глеб с 16 клеймами Жития», конец XVII – начало XVIII вв. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник); в клейме Георгий Угрин представлен дважды: молящимся вместе с Борисом и с пресвитером в шатре и припадающим к телу князя-мученика, когда воин мечом отсекает голову отроку. Последняя сцена – редчайший пример изображения Георгия Угрина с нимбом (на нём помещена поздняя надпись, ошибочно определяющая отрока как Глеба). Изображения Георгия Угрина встречаются и в других житийных циклах XVII–XIX вв.: на иконах «Святые князья Владимир, Борис и Глеб с 20 клеймами Жития», первая половина XVII в., и «Князья-страстотерпцы Борис и Глеб с 24 клеймами Жития» (1700 г.) работы Евгения Пономарёва (обе в собрании Виктора Александровича Бондаренко) – по первому клейму с сюжетом убиения Бориса и Георгия Угрина; на створках 1673 г. из собрания Николая Петровича Лихачёва (Русский музей) – сцена убиения Бориса, где имя Георгия Угрина указано в надписи; на раме с 14 клеймами, конца XVII – начало XVIII вв. (Ярославский художественный музей), и др.



 
PR-CY.ru