ГЕОРГИЙ УГРИН - Страница 2

Согласно Житию Ефрема Новоторжского, Ефрем, служивший у князя Бориса конюшим, нашёл отсечённую главу Георгия Угрина и хранил её у себя до конца жизни. Умирая, он завещал положить её вместе с собой в каменный гроб, по преданию, им самим высеченный. 11 июня 1572 г. по благословению Новгородского архиепископа Леонида состоялось обретение мощей Ефрема, в гробе находилась и глава Георгия Угрина. Ещё в начале XX в. она почивала в раке Ефрема, «покрытая чёрным бархатом, унизанным жемчугом, с изображением на финифти главы мученика и с надписью вокруг неё из мелкого жемчуга: “Глава мученика Георгия, Новоторжского чудотворца”», в монастырском Борисоглебском соборе. 5 февраля 1919 г. гробница Ефрема была вскрыта. После ликвидации Новоторжского монастыря в 1931 г. мощи Ефрема, а также, вероятно, глава Георгия Угрина были изъяты из собора, дальнейшая их судьба исследователям неизвестна. Начало почитания Георгия Угрина относится к середине – второй половине XI в. – одновременно со становлением почитания святых Бориса и Глеба. Об этом свидетельствуют чудеса, связанные с явлением князей-страстотерпцев в сопровождении Георгия Угрина, которые описаны в «Сказании чудес святою страстотерпцу...» и «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу...». Согласно «Сказанию чудес святою страстотерпцу...» (чудо первое «О хромемь»), отрок вышгородского посадника Миронега, получивший исцеление ноги, рассказал, что во сне видел не только святых Бориса и Глеба, но и «Георгия оного, отрока святого Бориса, ходяща съ нима и носяща свещю». Схожим явлением, как свидетельствует Нестор, сопровождалось освобождение из тюрьмы несправедливо осуждённых узников, которые «видеша святою на росну коню и отрока, пред ними свещю держаща». В 1650 гг. имя Георгия Угрина было включено в месяцеслов Симона (Азарьина): «Маия в день 1... святаго мученика Георгия, иж пострадал со святым Борисом и с ним и в чюдесех в видении являшеся». Георгий Угрин упоминается в акафистах князьям Борису и Глебу, Ефрему, Моисею Угрину. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Тверских святых, празднование которому было установлено в 1979 г. Изображения Георгия Угрина как святого в отличие от изображений его брата, Моисея Угрина, встречаются крайне редко, поскольку почитание отрока в Средние века и Новое время не получило развития. Однако его образ является неотъемлемой частью житийных циклов князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (появились не позднее второй половины XIV в. и создавались до XVIII–XIX вв.). В композициях Жития святых Бориса и Глеба Георгий Угрин – один из нескольких второстепенных персонажей; в соответствии с текстами агиографических памятников Борисоглебского цикла («Сказание, и страсть, и похвала святую мученику Бориса и Глеба», летописная повесть «О убьеньи Борисове») изображается как отрок или юноша, безбородый, с короткими волосами, в длинной или до колен рубахе, иногда с золотой гривной и, как правило, без нимба. Комментирующие тексты с указанием имени встречаются относительно редко; надписи с прозвищем Угрин, как полагают исследователи, крайне редкие или неизвестные.

 



 
PR-CY.ru