Словарь по христианству Г ГЕОРГИЙ УГРИН

ГЕОРГИЙ УГРИН

ГЕОРГИЙ УГРИН (ум. в 1015 г.) – святой страстотерпец (память 24 июля, в воскресенье после 29 июня – в Соборе Тверских святых), отрок (член младшей дружины) ростовского князя Бориса Владимировича. Сведения о мученической кончине и почитании Георгия Угрина содержатся в ранних древнерусских памятниках – летописной повести «О убьеньи Борисове», которая есть в «Повести временных лет…» под 6523 (1015) г., анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба» (начало: «Род правых благословиться, рече пророк»), «Сказании чудес святою страстотерпцу Христову Романа и Давида» (начало: «Не възможеть человек глаголати и не насытиться око зьрети»), «Чтении о житии и погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба» (начало: «Владыко Господи, Вседержителю. Створивый небо и землю»), созданном монахом Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Нестором, а также в рассказе черноризца того же монастыря Поликарпа (впоследствии архимандрит) о Моисее Угрине в составе Киево-Печерского патерика. Время и место рождения Георгия Угрина исследователям неизвестны. Основываясь на его прозвище, они думают, что святой был венгром или славянином, жившим в венгерских землях. Однако не исключают, что Георгий Угрин, как предполагал, например, Эндри Иглои, мог родиться «уже на русской земле», являясь потомком одного из венгров, служивших при киевских князьях Святославе или Владимире (Василии) Святославиче. Согласно более поздним свидетельствам, историческую достоверность которых исследователи не могут считать бесспорной, Георгий Угрин имел двух братьев. Об одном из них, Моисее Угрине, монахе Киево-Печерского монастыря, подробно рассказывается в Киево-Печерском патерике. О втором брате (основателе  новоторжского во имя св. мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря Ефреме) сообщает Житие Ефрема, созданное в XVII в. на основе житийного текста конца XVI в. (его автором принято считать иеромонаха Юрьева новгородского мужского монастыря Иоасафа, который, как полагают исследователи, воспользовался несохранившимся текстом, созданным к начале XIV в.). Георгий Угрин был ближайшим слугой князя Бориса, который любил его «паче меры». Именно этим объясняется факт ношения Георгием Угрином золотой гривны (шейного обруча) – знака отличия и особого княжеского расположения. Вместе с другими дружинниками князя Бориса Георгий Угрин находился на реке Льте (Альте) в тот момент, когда в лагерь прибыли убийцы, посланные киевским князем Святополком Владимировичем. Георгий Угрин был свидетелем того, как дружинники киевского правителя с оружием в руках ворвались в княжеский шатёр и набросились на Бориса. Жертвуя собой, Георгий Угрин попытался прикрыть князя своим телом. При этом, согласно «Сказанию, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба», обращаясь к Борису, он сказал: «Да не останоу тебе, господине мои драгыи, да идеже красота тела твоего оувядаеть, тоу и аз съподоблен боудоу съконьчати живот свои». Георгий Угрин был убит вместе с Борисом; для того чтобы снять с тела дружинника золотую гривну, убийцы обезглавили его. Погибли и другие отроки князя Бориса (по данным собственно житийных источников, князь Борис и его дружинники были убиты в воскресенье 24 июля, в летописном рассказе дата отсутствует).

 



 
PR-CY.ru