ГЕОРГИЙ КРИТСКИЙ

ГЕОРГИЙ КРИТСКИЙ (вторая половина XVIII в. – 1815 г.) – греческий мелург и гимнограф. Ученик критского мелурга иеромонаха Мелетия Синаита и протопсалта константинопольской Великой церкви Иакова. Георгий Критский преподавал церковное пение в Константинополе, на Хиосе и в Ханье. Он является также автором текстов многих песнопений. Изобрёл новую систему нотного письма, впоследствии усовершенствованную его учениками – лампадарием и протопсалтом Великой церкви Григорием, хартофилаксом Хурмузием и Хрисанфом из Мадита. Наиболее известны следующие музыкальные творения Георгия Критского: Трисвятое второго гласа; избранные стихи «Слово благо», которые поются в Богородичные праздники как избранный псалом; причастны: на литургии Преждеосвящённых Даров – «Вкусите и видите», индикта – «Благослови венец лета» на первый глас, седмичные – «Творяй, ангелы» на четвёртый плагальный (восьмой) глас, «В память вечную», «Чашу спасения» на седьмой и первый плагальный (пятый) и «Во всю землю», Великой субботы – «Воста яко спя» на первый плагальный глас; калофонические ирмосы с кратимами: «Ныне вся исполнишася света», «О божественнаго, о любезнаго» и «О Пасха велия» первого гласа, «Течение моих слёз» и «Моление моё приими малое» четвёртого плагального гласа (кратимы для ирмосов могли записываться отдельно); первый антифон первой кафизмы «Блажен муж» на четвёртый плагальный глас, распетый, по свидетельству писца иеромонаха Нифона, «по просьбе всепреподобномузыкальнейшего господина Киприана»; воскресные стихиры второго гласа «Прежде век от Отца рождшемуся» и др., в том числе догматик «Прейде сень» для пения на вечерне в день Пасхи; Великое славословие четвёртого плагального гласа. В рукописях встречаются и другие образцы мелоса Георгия Критского: Трисвятое на четвёртый глас для пения в конце Великого славословия на праздники Честного Креста, иногда сопровождающееся ремаркой, что оно является сокращением «древнего» мелоса или мелоса Мануила Хрисафа; песнопение, заменяющее Трисвятое на литургии. Елицы во Христа» первого плагального гласа; песнопение Великого четверга «Вечери Твоея Тайныя» на второй плагальный глас; причастен «Знаменася на нас» третьего гласа; ирмос канона праздника Преполовения «Чужде матерем девство» четвёртого плагального гласа; многолетствование, которое поётся во время облачения архиерея; стих «Возлюблю Тя» на второй глас, который поётся на литургии во время целования мира; воскресные песнопения, в том числе догматик «Мати убо позналася еси», ирмосы Петра Берекета в «изложении» Георгия Критского и некоторые другие. Составленный Георгием Критским мелос песнопений присутствует в большом числе списков конца XVIII – начала XX вв. Полных автографов музыкальных творений Георгия Критского, судя по опубликованным описаниям, исследователи пока не нашли. В Анастасиматарии-Анфологии Российской национальной библиотеки (середина XVIII в.), некогда находившемся в личной библиотеке Георгия Критского, сохранилась его запись, а также выполненные им варианты распевов некоторых Слов. Немало прижизненных списков его творений находятся в различных собраниях. Многие из переписчиков рукописей первой половины XIX в., в которых встречаются произведения Георгия Критского, называли его своим учителем. Среди них есть и известные мелурги: Апостол Констас, лампадарий и протопсалт Григорий, Пётр Эфесский, Николай Дохиарит, иоасаф Дионисиат. Произведения Георгия Критского переписывались как с помощью нотации нового метода, так и с помощью других систем – алфавитной Паисия Ксиропотамского, бухарестской алфавитной. В 1880 гг. – начале XX в. творения Георгия Критского копировались румыноязычными переписчиками. Авторитет Георгия Критского как мелурга подтверждается эпитетами, которыми его имя сопровождается в рукописях: «Единственный процветающий из константинопольских музыкантов этого века», «музыкальнейший», «после Иакова, протопсалта, единственный музыкальнейший», «превосходный среди музыкантов». Многие его музыкальные произведения вошли в издания, напечатанные в Константинополе в XIX в.

 
PR-CY.ru