ГЕОРГИЙ

ГЕОРГИЙ (около 1407 – 1437 гг.) – болгарский мученик Адрианопольский или Софийский старший (память в Болгарской церкви 26 марта). Повествование о мучениях Георгия содержится в единственном греческом сборнике XVI в. и было составлено анонимным свидетелем событий не позже июня 1439 г., когда умер восхваляемый в эпилоге Константинопольский патриарх Иосиф II. По мнению исследователей, автор хотя не отличается образованностью, но хорошо знает церковную литературу и старается подражать её стилю. Текст не предназначался для богослужебных целей и не является Житием как таковым, что подтверждается частым повествованием от лица автора и его просьбой к Георгию о заступничестве. Несмотря на это, рассказ представляет собой самостоятельное литературное произведение. Язык оригинала неизвестен. Греческий текст из-за механического копирования грешит пропусками слов, орфографическими ошибками. В двух–трёх местах текст не подлежит восстановлению. Впервые греческий текст был издан Х.Г. Патринелисом в 1964 г., хотя был известен раньше. В 1971 г. греческий текст был издан А. Михайловым и сопровождён переводом на болгарский язык. Рассказ повествует о муже 30 лет с красивым лицом, но «с более красивой душой», рождённым в Софии, по делам военной службы находившемся в Адрианополе. Услышав хулу на Христа от местного лучника-мусульманина, к которому он пришёл починить оружие, Георгий стал защищать свою религию, за что был схвачен разъярённой толпой, жестоко избит и подвергнут издевательствам. Его отвели к судье и за отказ отречься от своих слов бросили в темницу. На следующий день, во вторник Страстной седмицы, Георгий был приведён к правителю города, который, не сумев ни угрозами, ни дорогими дарами уговорить Георгия отречься от веры, предложил толпе выбрать способ его казни, бичевание или сожжение, и отдал мученика на растерзание. Когда Георгия подвели к костру, один турок ранил его мечом в спину. Мусульмане ещё раз предложили ему отречься от православной веры. Твёрдость Георгия разозлила мучителей, и они в корзине поставили его в костёр. Когда тело мученика стало гореть, один из палачей пронзил его мечом, и внутренности Георгия выпали в огонь. Чтобы христиане не смогли объявить останки мощами, палачи набросали в костер собак. В версии мучений Георгия епископа Левкийского Парфения сообщается, что ночью, когда костёр догорел, и золу развеяли по ветру, над пепелищем появился столб света от земли до неба, и что с тех пор горожане часто видели стоящий над местом смерти Георгия свет в виде факела, столба или звезды. В Софии о Георгии стало известно в первой половине XVI в. Для различения этого Георгия, Георгия Нового и Георгия Новейшего его стали именовать Георгием Софийским старшим, но почитание Георгия не получило такого широкого распространения, как двух других Георгиев.

 
PR-CY.ru