ГЕОРГИЙ - Страница 2

Как исключения исследователями рассматриваются случаи, когда имя Георгия входит в состав метрического акростиха и упомянуто только в рубрике или на полях рукописи: тогда авторство должно или подтверждаться другими данными, или подвергаться сомнению. Помимо характерного акростиха в богородичнах каноны могут содержать: метрический акростих, чаще всего византийский 12-сложник, перекликающийся с темой праздника или именем святого и использующий характерные выражения: «Любовию славлю, чту, пою», или алфавитный акростих; остальные каноны акростихованы только в богородичнах. Автор равным образом сочиняет каноны со второй песнью и без неё. Несмотря на столь различные характеристики канонов, они имеют общие стилистические черты: отсутствие исторической конкретики, общеэнкомиастическая направленность, тематическая перекличка в соответствующих богородичнах разных канонов (но буквальные повторы – редкие исключения). Первые тропари канона почти всегда содержат обращение автора ко Господу, говорят о благодати Святого Духа или о разнообразных проявлениях Божественного света. Наиболее характерно для Георгия совмещение нескольких тем в одном каноне при совпадении дней памяти святого с предпразднством, попразднством или днями памяти другого святого. По мнению исследователей, на авторство Георгия, по крайней мере, для большинства канонов, указывают тематические пересечения с его гомилиями и биографическими данными, с одной стороны, и стилистическое единство – с другой. Исчезновение большинства канонов Георгия из богослужебной практики они объясняют вытеснением их гимнографией ещё более плодовитого песнописца – Иосифа, который превзошёл своего современника Георгия популярностью у последующих поколений. Одновременно с вытеснением канонов Георгия становится редкостью и совмещение нескольких тем в одном каноне. Каноны Георгия на Введение Богородицы во храм образуют своеобразный цикл канонов: на предпразднство Введения, мученику Дасию и Григорию Декаполиту, 20 ноября, первого гласа; акростих: «Врата отверзает храм Божией Двери, радуясь», в каждой песни даны по два тропаря предпразднства, один мученику, один преподобному, один богородичен. На Введение, сохраняющийся в печатных книгах под 21 ноября, четвёртого гласа; акростих в первой–седьмой песнях: «Ты благодать, Владычице, слову даждь», в восьмой песни прямой, в девятой обратный алфавитный построчный акростих, вторая песнь в печатных книгах выпала, ирмосы, кроме восьмого и девятого, взяты из Успенского канона Иоанна Дамаскина с заменами некоторых выражений согласно теме праздника, алфавитные акростихи и ирмосы в восьмой и девятой песнях, а также диалогическая структура восьмой песни (священника Захарии и праведной Анны) заданы соответствующими песнями канона на Благовещение, приписываемыми также Иоанну Дамаскину. Отсутствие богородичнов с подписью автора исследователи объясняют тем, что в рукописях и книгах вместе с каноном «господина Георгия» помещается канон другого автора, подписанный в акростихе своих богородичнов, также потерявший вторую песнь. Исследователи исключают авторство Георгия для канона Григорию Паламе во вторую Неделю Великого поста, его автором является, как они полагают, патриарх Филофей Коккин, а также для канона апостолу Филимону, 22 ноября. Именем Георгия надписаны также ирмосы Сретению Господню, четвёртого гласа: «Сотворивший необычайные чудеса».



 
PR-CY.ru