ГЕОРГИЙ Коссов - Страница 2

Иконография Георгия начала разрабатываться орловскими художниками в конце 1990 гг., накануне его канонизации, в современных традициях переработки в иконописном стиле сохранившихся фотографий новопрославленных святых. Первые иконы отличаются произвольностью и эклектизмом в выборе деталей изображения: например, для ростового образа, выполненного в 2000 г. мастером А.В. Власовым из Мценска (в настоящее время над ракой святого в Преображенском соборе Болхова), образцом послужила не фотография Георгия 1910 или 1920 гг., а древнерусские ростовые образы святых, облачённых в диаконские стихари с оплечьем (либо фелонь и набедренник), поэтому нет камилавки и священнического наперсного креста (введён как награда в 1797 г.), в лике отсутствует портретная характеристика. Последующие иконы Георгия, созданные в начале XXI в. в Орловской епархии, восходят к сохранившимся фотографиям – святой представлен фронтально, в широкой рясе с наперсным крестом и в тёмной бархатной камилавке. Густые вьющиеся пряди волос, окладистая борода, высокий лоб, широкие скулы, низкие густые брови и лёгкая полуулыбка передают характерный внешний облик. Именно так написаны два поясных образа с мощевиками (работы диакона Александра Неврова 2000 г.) из Ахтырского (Никитского) кафедрального собора Орла и церкви Рождества Христова в Болхове: Георгий изображён в живописной манере, в епитрахили, с благословляющей десницей, крестом в левой руке и прижатым к груди Евангелием (обнаружены при обретении мощей). К этой же группе произведений принадлежит икона Георгия с мощевиком 2000 г. письма художника Н.И. Троицкого из церкви Николая Чудотворца на Песках в Орле, которая воспроизводит фотографию Георгия по композиции и отчасти передаёт её монохромный колорит. Образ 2003 г. из того же храма создан по типу иконографии Иоанна Кронштадтского (Георгий с потиром в руке). Иконы мастера М.М. Никитина (2000 и 2002 гг.) из церкви Василия Великого в Орле, заказанные в период обретения мощей, выполнены в традиционной иконописной стилистике XVI–XVII вв., но тоже с использованием фотодокументов, причём на второй иконе Георгий представлен в полном священническом облачении (другой тип иконографии). Ещё один извод предложен диаконом Александром Невровым – это ростовая икона 2002 г. (собрание автора) с фигурой святого вполоборота в иерейском облачении на фоне Преображенской церкви в селе Спас-Чекряк (скопирована с рисунка начала XX в.).



 
PR-CY.ru