ГРАДАЦ - Страница 2

Впечатление более высокого уровня исполнения росписи в Сопочани по сравнению с Градацем, как полагают исследователи, усилено плохой сохранностью последних. В целом же живопись Градаца принадлежит к лучшим произведениям сербского и византийского искусства второй половины XIII в. В ней появился ряд новых иконографических тем, обусловленных литургическим влиянием: в алтаре – композиция «Служба святых отцов», расположенная в два яруса, в конхе диаконника – «Христос во гробе», а в конхе жертвенника – оплакивающая Его Богородица – тема, связанная с Плачем Богородицы над Христом из повечерия Великой пятницы. В куполе, как обычно, были изображены пророки с развёрнутыми свитками в руках, в парусах – евангелисты, а на стенах наоса – сцены Великих праздников. Между ними на северной стене – «Успение Богородицы», на южной – «Рождество Христово». Эти соотнесённые друг с другом композиции имеют достаточно редкое размещение – в люнетах под куполом. Обширная иконография «Рождество Христово» многими деталями, связанными, например, с сюжетом «Поклонение волхвов» и др., напоминает иконы или миниатюры XII в. и, несомненно, сформировалась под влиянием литургии. В западной части наоса, где находится погребение королевы Елены, размещены: на западной стене – «Распятие Христово», на ближайшей арке – Этимасия и херувимы. Над саркофагом Елены изображена ктиторская композиция, на которой король Урош и Елена под водительством св. Симеона Немани и Богородицы подносят модель храма Христу, сидящему на престоле. С другой стороны от Христа, на пилястре, – изображения царствующей (на период создания фресок) четы, вероятно, короля Драгутина и Кателины. В нижнем ярусе на западной стене, перед изображением ктиторов, расположено две плохой сохранности композиции с сюжетом перенесения мощей неизвестных святых, по мнению исследователей, сербских (исходя из места их расположения). На стенах в наосе – отдельные фигуры святых, над троном игумена – фресковая икона «Ласкание Богородицы». На сводах в притворе – сильно пострадавшие изображения Вселенских Соборов. Обширный цикл, посвящённый Богородице, на стенах сохранился лучше («Отвержение даров», «Благовестие Анне», «Встреча у “Золотых ворот”», «Рождество Богородицы», «Ласкание Богородицы», «Благословение иереев», «Введение Богородицы во храм», «Молитва первосвященника в храме», «Поручение Богородицы Иосифу» и «Упрёки Иосифа»). В нижнем ярусе находятся изображения преподобных и сорока мучеников Севастийских, над входом в центральную часть храма – плохой сохранности образ Богоматери того же типа, что и в наосе, по сторонам – «Благовещение». В южном парекклисионе, освящённом во имя св. Симеона Немани, был представлен житийный цикл святого. Снаружи, в люнете над западным входом, прекрасно сохранилось «Благовещение». Значительные фрагменты фресок из Градаца хранятся в Национальном музее и в Институте по охране памятников в Белграде. Небольшой храм во имя святителя Николая – однонефное здание с необычной для православной архитектуры прямоугольной апсидой; исследователи предполагают, что церковь принадлежала строителям главного храма, которые были католиками из Прованса. Живопись в церкви датируется серединой XIV в.; в наосе различимы только изображения святых воинов и жён, поясной образ святителя Николая, в алтаре – лик ангела.



 
PR-CY.ru