ГРАДАЦ

ГРАДАЦ – женский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Жичской епархии Сербской православной церкви (СПЦ). Находится в селе Горни-Градац, на правом берегу реки Брвеница, впадающей в реку Ибар, в 12 км от Брвеника (Сербия). Основан во второй половине XIII в. королевой Еленой, супругой короля Уроша I, как полагают исследователи, ещё до свержения Уроша с престола в 1276 г., т.к. на ктиторской композиции в соборном храме изображены Урош и Елена, подносящие модель храма Христу. Собор был достроен и расписан королевой Еленой, погребённой в 1314 г. в юго-западной части храма в двойной гробнице (очевидно, предназначалась для супружеской четы). Вскоре после смерти короля Елена стала почитаться святой, её мощи были извлечены из гробницы и помещены в мощевик перед иконостасом. В Житии Елены, составленном архиепископом Даниилом II, содержатся сведения о несохранившейся дарственной грамоте заказчицы и строительстве монастыря. Наивысшего расцвета монастырь достиг в конце XIII – XIV вв., когда занимал пятое место среди сербских монастырей. В XVI в. монастырь пережил упадок; монахов не было, служил один священник, церковь не имела кровли. В 1589 г. Рашский митрополит Виссарион возобновил Градац, построил новые кельи, обеспечил монастырь книгами и богослужебной утварью. Во время Австрийско-турецкой войны в 1689–1690 гг. монастырь вновь опустел и до второй половины ХХ в. находился в руинах. Благодаря многолетним реставрационным работам Института по охране памятников получила первоначальный вид соборная церковь монастыря; с поселением в монастыре монахинь (в 2006 г. во главе с игуменьей Евфимией) начался новый расцвет обители. Монастырь основан на месте раннехристианского культового сооружения. Его комплекс составляли: соборная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы – в центре, небольшая церковь во имя святителя Николая – возле монастырских стен, в юго-восточном углу двора на каменистом возвышении, а также трапезная с кухней, многочисленные кельи и другие здания. Церковь Благовещения построена по образцу церкви Богородицы монастыря Студеница (конец XII в.): это однонефное здание с куполом на восьмигранном световом барабане, с трёхчастным алтарём, с двумя прямоугольными певницами, примыкающими к наосу с севера и юга, и с двумя парекклисионами, южный из которых посвящён св. Симеону Немане, по сторонам притвора. Перспективный портал и обрамление сдвоенных окон выполнены из тонко вытесанного белого мрамора. Храм декорирован аркатурой под карнизами, в интерьере – скульптурой. В его архитектуре, в целом следующей романскому стилю, заметно влияние готики (контрфорсы у апсиды, стрельчатые очертания портала и окон-бифориев). Очевидно, образцом для художников, расписавших около 1275 г. градацкий храм, были росписи церкви Богородицы Eвергетиды в монастыре Студеница (1208–1209 гг.): одинаковы пространственное расположение главных тем евангельского цикла и золотой фон фресок, имитирующий мозаику. Однако в стиле живописи Градаца ни заказчица, ни работавшие для неё мастера не стремились к воспроизведению образцов начала XIII в. Самый близкий аналог этих росписей – фрески церкви Святой Троицы в монастыре Сопочани (около 1265 г.).

 



 
PR-CY.ru