ГОШЕВ Иван

ГОШЕВ Иван (1886–1965 гг.) – протоиерей, церковный историк и археолог. В 1903–1909 гг. обучался в Софийской духовной семинарии, с 1911 по 1914 г. – на богословском факультете университета в Черновицах (современные Черновцы, Украина), в 1917 г. стажировался в Вене. В 1918–1919 гг. – библиотекарь при Синоде Болгарской православной церкви (БПЦ). Основатель и директор (1922–1958 гг.) Церковного историко-археологического музея при Синоде. Доцент (1926 г.), экстраординарный профессор (1929 г.), профессор (1933 г.). В 1933–1958 гг. заведовал кафедрой литургики, церковной археологии и христианского искусства богословского факультета Софийского университета (в 1950 г. факультет был преобразован в Софийскую духовную академию). В 1927–1928 гг. и 1933–1934 гг. – декан богословского факультета. Действительный член Болгарского археологического института (1933 г.), член-корреспондент Болгарской академии наук (1941 г.), академик (1945 г.). Награждён орденом Кирилла и Мефодия первой степени (1963 г.). В публикациях Ивана Гошева по средневековой истории и культуре Болгарии центральное место занимала кирилло-мефодиевская проблематика и близкие к ней темы. Он издал Житие равноапостольного Константина (Кирилла) и Похвальное слово святым Кириллу и Мефодию по списку Владислава Грамматика 1479 г., а также ряд посвящённых им текстов по другим рукописям. Иван Гошев публиковал отдельные списки без разночтений (нередко весьма значимых) из других рукописей и иных элементов критического издания. Ряд его работ, по сути, представляет развёрнутый комментарий к отдельным отрывкам из Житий первоучителей. В статье «С какво писмо са били написани...» Иван Гошев предложил вариант толкования места о «русских («рушких») письменах» в Пространном Житии св. Константина, опирающийся на конъектуру: «узкими писмены» («узкое» или «сжатое» письмо). По мнению исследователя, речь идёт об арамейском или (вероятнее) самаритянском варианте греческого брахиграфического письма, в котором передаются преимущественно или исключительно согласные звуки, а гласные отмечаются (эта точка зрения не получила признания специалистов). Тезис Ивана Гошева о существовании переходного от глаголицы к кириллице типа письма, заполнявший лакуну в древнейшей истории славянского письма и подтверждавшийся публикацией надписей, вызвал ряд положительных оценок исследователей (Владимир Алексеевич Мошин, О. Неделькович, Б. Фучич). Но ими также были отмечены излишняя увлечённость Ивана Гошева собственными прочтениями и реконструкциями текстов, незаслуженно высокая оценка графемного значения материала и категоричность разграничения функций двух славянских азбук. Позднее была установлена недостоверность большинства опубликованных Иваном Гошевым фотоснимков, в особенности прорисей надписей, не содержавших в действительности тех знаков, которые видел или хотел видеть на них исследователь. Критический разбор эпиграфических построений и реконструкций Ивана Гошева был сделан археологами Альбиной Александровной Медынцевой и Казимиром Попконстантиновым.

 



 
PR-CY.ru