ГРУЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Существует также служба, известная по списку сказания об иконе, и молитва, которая читалась перед иконой (список 1654 г.) в Алексеевском монастыре в Москве, где её чествовали 15 августа в память чудесного обретения списка. Утрата первообраза Грузинской иконы Красногорского монастыря отчасти возмещается списком 1707 г., исполненным жалованным изографом кремлёвской Оружейной палаты Кириллом Улановым с сыном Иваном (43×30 см; происхождение неизвестно, Третьяковская галерея). На нижнем поле иконы надпись: « (1707 г.) написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». Ниже – надпись с указанием имён мастеров, выполненная более мелкими буквами. В икону вмонтированы четыре крупных мощевика, залитые мастикой; отверстия сохранили следы крепления оклада. Иконография списка 1707 г. совпадает со всеми известными ранними образами Грузинской иконы. Этот вариант Одигитрии близок к изводу Перивлепты. Богородица изображена фронтально, со слегка повёрнутой и склонённой к Младенцу головой; полы мафория расходятся, открывая горловину хитона; окаймления хитона, мафория и зарукавья украшены жемчугом и драгоценными камнями. Левой рукой в традиционном положении Богородица поддерживает сидящего и повёрнутого к Ней Младенца, правая – в жесте моления (как знак поклонения Сыну). Голова Младенца слегка откинута назад, правая благословляющая рука поднята вертикально, в левой – свиток. Особенностью извода Грузинской иконы является изображение правой ножки Младенца, подвёрнутой под левую обнажённой подошвой наружу (эта деталь не характерна для Перивлепты и иная, чем на Тихвинской иконе Божьей Матери). Одежды Богоматери и Младенца на образе 1707 г. разделаны сплошным ассистом, что характерно для работ царских изографов. Исследователи полагают, что эта особенность согласуется с драгоценной сплошной ризой первообраза, известной по монастырской описи («Обложен весь образ серебром резью: венцы, средина и поля, и позолочен весь оклад почестным серебром»). Если на первообразе сохранялся характерный для грузинских икон сплошной чеканный оклад, то это определяло особенность украшения списков ассистом и драгоценной ризой, оставляющей незакрытыми только личное, как и на грузинских иконах. Извод Грузинской иконы имеет среди памятников Грузии X–XVI вв. аналогии и широко распространён, особенно в Кахети.



 
PR-CY.ru