ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

На место древней иконы (с 1813 по 1815 гг.) поместили список с неё, выполненный, как полагают исследователи, также Кириллом Улановым, во время поновления древнего образа в 1701 г. и находившийся прежде в дворцовой церкви Рождества Богородицы на Сенях. Этот список, созданный, «ровно как в Успенском соборе», в серебряном окладе, в 1733 г. был завещан императрице Анне Иоанновне бывшим подьячим приказа Большой казны Осипом Титовым Бортниковым. В 1854 г., после разборки пристолпных иконостасов, эту икону поместили у южной стены позади Мономахова трона, где она находится и в настоящее время. Как «Иерусалимская Богоматерь» икона упоминается в рукописных сборниках первой четверти XVIII в., содержащих сказания о чудотворных богородичных иконах. В сборнике «Солнце Пресветлое», составленном в 1715–1716 гг. сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым, раздел о чудотворных иконах открывается сказанием об иконе Богоматери «…иже во граде Иерусалиме, в Гефсимании веси», дополнительно упоминается первоисточник легенды: «Со иконы тоя святыя сие писано, по поновлении писмом». Те же сведения содержатся и в сборнике, датируемом около 1720 г. (Российская национальная библиотека). В 1710 гг. Кириллом Улановым было создано несколько списков с древней иконы, в том числе три для Троицкой Кривоезерской пустыни, где царский изограф принял постриг с именем Корнилий. Списки Гефсиманской иконы находились также в московских храмах: Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове (ныне в церкви Рождества Богородицы), архангела Михаила в Бронницах, пророка Илии в Черкизове, Покрова в Вешняках и др. Иконография Гефсиманской иконы («Корсунской» или «Иерусалимской») имела древние прототипы. Изображения Богоматери с Младенцем на правой руке, отмеченные меньшей иератической строгостью по сравнению с образом Одигитрии, встречаются на печатях уже с VII в., а в иконописи известны с IX в. Древнейшая из них – икона из церкви Санта-Мария Нуова в Риме (IX в.). Мозаичные изображения Дексиократусcы находятся в люнете южной капеллы кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (1030 гг.) и на иконе конца XII в. в монастыре великомученицы Екатерины на Синае. К софийской иконе восходят несколько сохранившихся до настоящего времени икон конца XV – XVI в. (например, икона из собрания музея Андрея Рублёва, первая половина XVI в.), относящиеся к новгородской художественной традиции, а также московская икона «Богоматерь Иерусалимская», по поздней надписи на обороте называемая «Гребенская» (рубеж XV и XVI вв.). К этому же типу (иногда в зеркальном переводе) относятся некоторые списки так называемой Грузинской иконы Божьей Матери (например, икона второй половины XV в. из собрания Алексея Викуловича Морозова, Третьяковская галерея). Иконы, восходящие к «Корсунскому» образу, имеют ряд отличительных черт: мафорий Богородицы обычно изображается с драгоценной каймой, на фоне которого помещаются ручка и обнажённая ножка Младенца. Правая благословляющая рука Христа изображается с именословным или двуперстным сложением, а в левой Он держит нераскрытый свиток. Левая рука Богоматери в молении. Палестинские истоки этого иконографического извода исследователям проследить не удаётся. Известно лишь, что в соборе Святой Софии в Константинополе находился чудотворный образ Богоматери, принесённый из Иерусалима императором Львом Мудрым, которому «молилась Мария Египетская и услышала голос из уст святой Богородицы», его иконография исследователям неизвестна. В надписи, помещённой на полях списка, выполненного в 1701 г., соединены легендарные сведения, присущие наиболее почитаемым константинопольским образам Богоматери: Одигитрии из монастыря Богородицы Одигон и Влахернитиссы «Ласкающая» («Умиление»). Источники упоминают также о существовании в Константинополе церкви в честь Иерусалимской Богоматери.



 
PR-CY.ru