Словарь по христианству Г ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ получила название в начале XVIII в., после того как в 1701–1702 гг. в московском Успенском соборе поновлялся и был украшен новым драгоценным окладом древний (XI в.) чудотворный образ Богоматери, происходивший из Софийского собора в Новгороде. До этого времени икона именовалась Корсунской (т.е. из Херсонеса, или Корсуни), как и датированные тем же временем другие «корсунские» иконы Софийского собора – «Апостолы Пётр и Павел» (Новгородский музей-заповедник) и «Спас Златая Риза» (под записями XIV, XVII и XIX вв.; Успенский собор Московского Кремля). Так её впервые называет Новгородская III летопись под 1438/1439 г. при описании чуда явления древних и давно почивших новгородских владык ночевавшему в Софийском соборе пономарю Аарону, который увидел, как святители поочерёдно входили в алтарь, а затем молились перед Корсунской иконой Божьей Матери. Чудо было истолковано новгородским архиепископом Евфимием II как знак небесного покровительства Новгороду, и в честь этого события был учреждён праздник, отмечавшийся 12 октября. На рубеж XV и XVI вв. приходится распространение списков иконы Божьей Матери «Гефсиманская-Иерусалимская». В Описях московского Успенского собора XVII в. икона упоминается как «Образ пречистые Богородицы Одигитрие обложен серебром, письмо корсунское» или «греческое письмо». Опись 1701 г. впервые именует её «образ пресвятыя Богородицы Гефсиманския». В том же году при поновлении иконы, как полагают исследователи, царским изографом Кириллом Улановым, на её нижнем поле была исполнена надпись на греческом и русском языках, излагающая легендарную историю иконы. Согласно этой легенде, она была написана «святыми Апостоли по Вознесении Господни в 15 лето в Гефсимании, идеже гроб пресвятыя Богородицы», в 453 г. императором Львом I перенесена из Иерусалима в константинопольский монастырь Богородицы Пиги, где с её заступничеством связывали победу над скифами, а во времена императора Ираклия I её поместили в храме Богородицы во Влахернах, где хранилась почитаемая реликвия – риза (мафорий) Богоматери. Там икона пребывала до времени правления императора Льва VI Мудрого (886–912 гг.), а в 898 г. «ради нахождения Российских людей, принесена в Херсонь», где крестился киевский князь Владимир Святославич, и откуда он перенёс её в Новгород. Гефсиманская икона находилась в новгородском Софийском соборе до второй половины XVI в. В Москву её перенесли по воле царя Ивана IV Грозного, по мнению исследователей, в 1572 г. Для Софийского собора выполнили с неё список (Новгородский музей-заповедник), на который, как это нередко делали с особо чтимыми иконами, был переложен древний басменный оклад (1130–1150 гг., Новгородский музей-заповедник), «а по полем… на окладе выбиваны святые». В московском Успенском соборе Гефсиманская икона была помещена, так же как и в Софийском, в крайней южной части местного ряда иконостаса, справа от входа в придел Димитрия Солунского. В 1652 г., при устройстве раки митрополита Филиппа II (Колычева), икону переместили на западную сторону юго-западного столпа, а после её поновления в 1701 г. и устройства для неё в 1702 г. нового, драгоценного оклада с апостолами, мучениками и архангелами на полях – на западную сторону юго-восточного столпа. В 1812 г. икона вместе с драгоценным окладом была похищена.

 



 
PR-CY.ru