ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 5

Сама Гребневская икона особо почиталась москвичами, которые часто брали её в дом для служения молебнов. Судя по сохранившимся спискам, Гребневская икона принадлежит к варианту иконографического типа Одигитрия с Младенцем на правой руке Богоматери (Дексиократуса). Изображение поясное, левая рука Богородицы в молитвенном жесте, благословляющая десница Младенца обращена к Богоматери, левая рука со свитком лежит на коленях. Этот извод, встречающийся в византийском искусстве с VII в., получил распространение на Руси в конце XV – XVI в. К нему, как полагают исследователи, принадлежала древняя новгородская Иерусалимская икона Божьей Матери, известная по спискам XVII–XVIII вв. О том, что разные варианты подобного извода были известны в русском искусстве XVI в., свидетельствует шитая пелена из Троице-Сергиевой лавры, по иконографии напоминающая изображения Иерусалимской и Гребневской икон Божьей Матери, но не идентичная им. Достоверные списки московской Гребневской иконы, а также фотография иконостаса Гребневской церкви, на которой видна расчищенная в 1917 г. чудотворная икона, дают представление об иконографических особенностях образа, но отдельные детали указывают на изменения вследствие поновлений или неточного повторения образца, скрытого под окладом. Позы и жесты Богоматери и Младенца были аналогичны изображениям на Иерусалимской иконе (ср. икону 1701–1702 гг. в Успенском соборе Московского Кремля); оба извода сближало изображение диагонально запахнутого мафория Богоматери, а также Младенца в гиматии, спущенном с правого плеча с крупной падающей вниз складкой. На иконах извода Иерусалимской эта складка окутывает правую руку Богоматери, тогда как на Гребневской иконе она свисает с правой ноги Младенца; при этом десница Богоматери полускрыта её мафорием. Отличительным признаком Гребневской иконы было изображение немного расходящихся пол мафория у шеи Богоматери, открывавший горловину хитона. Эта деталь видна на иконе второй половины XVIII в. из Русского музея, на литографии 1865 г. и на фотографии 1930 гг.; на пелене 1657 г. хитон открыт глубже. К числу расхождений исследователи относят кайму на левом плече Богоматери, отсутствующую на иконе из Русского музея, но изображённую на пелене 1657 г. Особенностью последнего памятника является изображение Младенца, плечи Которого полностью покрыты гиматием. Во второй половине XVI в. в Москве была создана группа Богородичных икон, иконография которых, за исключением отдельных деталей, очень близка к Гребневской иконе (три иконы происходят из Троице-Сергиевой лавры и находятся в Сергиево-Посадском музее, одна – из Новодевичьего монастыря, хранится в Историческом музее, филиал «Новодевичий монастырь», другая – из Покровского монастыря в Суздале, хранится во Владимиро-Суздальском музее). Хотя иконы из Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря опубликованы как изображения Иерусалимской иконы, у исследователей есть основания считать их списками с уже почитавшейся в то время Гребневской иконы. Кроме совпадения иконографии на это указывает сходство размера перечисленных образов с мерным списком Гребневской иконы в Русском музее (все – около 50×40 см).

 



 
PR-CY.ru